Кафедра «Основы гражданственности»: Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова

Историческая справка о здании
Российской Академии живописи, ваяния и зодчества

Российская Академия живописи, ваяния и зодчества располагается в здании, построенном по проекту выдающегося русского архитектора В.И. Баженова по Мясницкой улице, дом 21, - историческом памятнике XVIII века.

Построенный в 1780-1790 годах для генерал-поручика И.И. Юшкова дом стал популярным великосветским салоном столицы. После смерти супругов Юшковых дом принадлежал П.И. Юшкову, их сыну. К этому времени финансовые дела этой семьи пришли в упадок, что вынудило владельца сдать в 1838 году часть помещений под рисовальный класс Московскому художественному обществу. С этой даты и начинается новая жизнь дома Юшкова, связанная с Московской общедоступной школой художеств.

Руководителями и организаторами Московской (общедоступной) школы художеств в то время были М.Ф. Орлов, А.Д. Чертков, Ф.Я. Скарятин, Е.И. Маковский. В подготовленном ими проекте «публичного художественного класса» было определено, что создаваемая московская школа художеств должна предоставить возможность развиваться талантам из народа.

Главным выборным директором художественного класса и самым деятельным членом Художественного общества стал генерал М.Ф. Орлов, герой Отечественной войны 1812 года.

Правительственными органами художественный класс был признан только в 1843 году. В делах Московского учебного округа он начинает фигурировать с 1844 года, когда Московское художественное общество приобрело все здание.

В конце XIX века Училище фактически имело статус высшего учебного заведения, а в 1905 году последовало высочайшее распоряжение за подписью Николая II о предоставлении Московской художественной школе прав высшего учебного заведения с полной самостоятельностью по учебной части.

Московское Училище живописи отличалось от других учебных заведений демократическими условиями приема и подлинно творческой обстановкой. Эта художественная школа объединяла творческую молодежь, для которой главным принципом творчества в искусстве был реализм.

Многие из преподавателей Училища стали членами Товарищества передвижных художественных выставок.

С 1865 года в связи с присоединением Московской архитектурной школы Училище стало называться Училищем живописи, ваяния и зодчества.

Ведущим классом Училища был натурный класс. Его возглавляли В.Г. Перов, А. Рябушкин, С. Коровин и многие другие. Пейзажный класс вел академик живописи А.К. Саврасов. Среди его учеников были И.И. Левитан и К.А. Коровин — величайшие мастера русского пейзажа. После смерти А.К. Саврасова пейзажный класс вел П.Д. Поленов, а потом А.М. Васнецов. В 1870— 1890-е годы в Училище преподавали В. Пукирев, Е. Сорокин, Н. Неврев, С. Коровин, Л. Пастернак и другие.

В это время в помещении Училища проходили выставки знаменитых художников, концерты и благотворительные вечера. Старинный дом на Мясницкой улице всегда притягивал массу людей. В конце XIX века к зданию дома Юшкова но Боброву переулку было пристроено четырехэтажное учебное здание, а в начале XX века во дворе поднялись два восьмиэтажных жилых дома для профессорско-преподавательского состава и студентов.

В это же время по чертежам архитектора И.О. Курдюкова во дворе был построен выставочный зал.

Застекленную крышу зала проектировал известный русский конструктор В.Г. Шухов — автор первой радиотрансляционной и телевизионной башни в Москве. После революционных событий 1917 года Училище живописи, ваяния и зодчества перестало существовать, а в помещениях на Мясницкой улице, дом 21 были открыты Первые государственные художественные мастерские (вторые были открыты на базе Строгановского училища). В качестве руководителе мастерских пришли такие художники, как Лентулов, Кончаловский, Машков, Родченко и другие, входившие в объединение ХУДОЖНИКОВ «Бубновый валет», а также Малевич и Кандинский, которые являлись основоположниками абстрактного искусства.

В конце 1920 года мастерские были объединены в Высшие художественно-технические мастерские — ВХУТЕМАС, декрет об образовании которых был подписан В.И. Лениным. Эти мастерские заполнили люди, пренебрегавшие художественными традициями, настроенные против академической и старой живописи. Их ЛОЗУНГОМ было разрушение старого мира «до основания».

Дальнейшая биография дома связана с ВХУТЕИНом — Высшим художественно-техническим институтом, который был создан в 1926 году и просуществовал до 1930 года. После этого дом на Мясницкой улице, 21 занимали несколько учреждений.

С 1942 года в здании находился Московский механический институт, который готовил инженеров-физиков и инженеров-механиков. В 1953 году этот вуз был переименован в Московский инженерно-физический институт (МИФИ). В 1960 году он переехал в новое здание на Каширском шоссе, а в доме 21 обосновались Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт по отраслевым автоматизированным системам управления (ВНИПИОАСУ) и организация ЦНИИТЭИМС со своими отделами, службами и лабораториями.

Таким образом, здание XVIII века — так называемый дом Юшкова - полностью утратило баженовские интерьеры. Большие искажения претерпели и фасады здания.

Новая эпоха в жизни дома Юшкова связана с именем великого русского художника и общественного деятеля — Народного художника СССР, профессора Ильи Сергеевича Глазунова.

Именно ему в далеком уже 1986 году, когда в стране только начиналась перестройка, пришла мысль о создании нового художественного высшего учебного заведения, в котором будут возрождены реалистические традиции русской художественной школы — петербургской Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества. И соответственно встал вопрос о возвращении здания Московского училища живописи, ваяния и зодчества по Мясницкой улице, дом 21, и размещения в нем вновь создаваемой Всероссийской Академии живописи, ваяния и зодчества.

История дома Юшкова продолжается.

Новое время. Основание Российской Академии живописи,
ваяния и зодчества Ильи Глазунова

Меня часто спрашивают, почему двадцать лет назад было создано мною новое учебное заведение – Российская Академия живописи, ваяния и зодчества.

В течение долгих лет мне выпала честь возглавлять созданную мной мастерскую портрета в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова.

Здесь мне пришлось невольно противопоставить принципы школы высокого реализма методам обучения преподавателей института, которые исключили традиционное рисование с гипсов, работы гризайлью и копирование в музеях шедевров старых мастеров и изучение их технологии. Особое внимание уделялось мною пластической анатомии. Так нас учили в мои студенческие годы в Ленинградском институте имени И.Е. Репина – бывшей Императорской Академии художеств.

Я родился и вырос в Ленинграде. На моих глазах в блокаду погибли мои родители и почти все родные. Вернувшись из эвакуации в 14 лет, я поступил в среднюю художественную школу при Институте имени И.Е. Репина. С 1951 по 1957 год учился и окончил там живописный факультет в мастерской Б.В. Иогансона. Навсегда запомнил годую надпись над входом в мою мальма-матер: «Свободным художества. Лета 1765».

Величественное здание Академии на берегах Невы овеяно славной историей русского искусства. С каким трепетом, вначале ученики школы, а потом студенты, поднимались по крутым лестницам, ступени которых были стерты ногами многих наших любимых художников – А. Лосенко, А. Иванова, К. Брюллова, И. Репина, В. Сурикова, В. Васнецова, А. Рябушкина, М. Врубеля, - всех не перечесть. Высокие залы с копиями Рафаэля, Тициана, Гвидо Рении, исполненными с натуры в Риме лучшими молодыми степендиатами, знаменитый музей античных слепков, рисование с которых культивировалось в старой Академии, учебные рисунки и постановки будущих мастеров XVIII и XIX веков, - все это запомнилось на всю жизнь и определило мою жизнь.

Педагогические каноны Императорской Академии художеств легли в основу воспитания художников в моей мастерской в Суриковском институте.

В 1987 году поводом к созданию нового учебного заведения России послужило не только мое, но и моих друзей убеждение, что «школа для художника – это крылья», не овладев знаниями которой художник навсегда останется дилетантом. Раньше, в советские времена, для всех братских республик, кроме РСФСР, давалась разнарядка, определенное количество мест для поступления в художественные вузы, независимо от уровня талантов и подготовленности.

Поэтому многие одаренные молодые люди из российской провинции были лишены этого права. С горькой очевидностью для меня пришло осознание того, как необходим художественный вуз, куда принимались бы по справедливости молодые таланты нашей многонациональной Родины.

Для нового вуза в Москве не было лучше здания, чем Дом Юшкова, построенный гениальным Баженовым. В этом доме когда-то располагалось Императорское Училище живописи, ваяния и зодчества, в котором учились и работали великие русские живописцы: В.Перов, М.Нестеров, А.Васнецов, В.Серов, А.Саврасов, И.Левитан. Я решил специально подъехать на Мсницкую, 21, и невольно залюбовался могучей колоннадой здания, выдержанного в лучших традициях классицизма.

Но тогда в нем располагались 22 советских учреждения, занявших это здание во время и после войны, даже институт Андрея Сахарова арендовал один из флигелей. Нам пришлось вложить немало средств и духовных сил, чтобы Академия приобрела достойный вид. Я и мои товарищи горды тем, что, выдежав яростную борьбу с сильными мира сего, вернули снова из мерзости запустения храм искусства русским художникам, создав Российскую Академию живописи, ваяния и зодчества.

С какой скорбью мы смотрели на изуродованные стены творения Баженова, которые помнят работавших и учившихся здесь великих русских художников. Сколько понадобилось усилий и хождения по правительственным кабинетам, чтобы восстановить хотя бы наполовину это славное в русской культуре здание. Работающие здесь сотрудники и, прежде всего, молодые преподаватели – художники поистине отмечены славой миссионерского подвига, когда вся жизнь творчески богатых, известных у нас и за рубежом молодых художников отдается сохранению и развитию Великой школы Реализма.

Сегодня я убежден: только тот станет подлинным художником, кто, впитав заветы школы высокого реализма, отразит борьбу добра и зла в мире, почувствовав неувядающую красоту гармонии и замысла Божьего мира.

Да пусть проплывет он, как Одиссей, между Сциллой и Харибдой, между бескрылым ремесленным натурализмом и произволом абстрактного формотворчества.

Самое большое таинство творчества любого художника – создание образа. Искусство всегда делилось на два неразрывных начала – «что» и «как». Что хочет сказать художник – рождает форму его произведения. «Будит современников величавыми образами Духа», - призывал М.А. Врубель. «Мое искусство есть свеча, зажженная перед ликом Божьим», - говорил В.М. Васнецов. Изучение натуры, передача ее тональных и цветовых отношений определяют талант и путь художника. Многофигурная картина – композиция – как роман в литературе.

Илья Ефимович Репин, открывая Всероссийский съезд художников в декабре 1911 года, сказал: «Искусство – это высший дар Творца людям, не будем профанировать его!».

Художник всегда осмысляет и понимает время, в котором живет. Будьте, молодые художники, достойны себя и боритесь за великую миссию быть творцом, выражающим национальное самосознание своего народа. Ступени школы высокого реализма – это ступени в вашей душе. Будьте достойны себя в страшной борьбе добра и зла нашего XXI века. Изберите свободу творчества, а не рабство проходящей моды.

Двери нашей Академии открыты для всех, кто хочет стать художником. В наше время, когда большинство Академий мира под натиском авангардизма утратили понятие «школы», определяющее уровень профессионализма художника, мы утверждаем принципы высокого мастерства, реализма и духовности, без которых не может быть настоящего великого искусства.

Добро пожаловать в священный Храм Искусства – Российскую Академию живописи, ваяния и зодчества.


Илья Глазунов
основатель и первый ректор Российской академии
живописи, ваяния и зодчества,
народный художник СССР, профессор,
академик, почетный член Королевских
академий художеств Мадрида и Барселоны,
лауреат премии ЮНЕСКО

Обращение к молодым, которые хотят стать художниками

Илья Сергеевич Глазунов

10.06.1930 - 09.07.2017

Сегодня в мире существует только одно учебное заведение, которое, по мнению многих деятелей культуры как у нас, так и за рубежом, сохраняет традиции европейской и русской школы высокого реализма. Ибо без школы нет художника. Школа - это крылья художника.

Созданное нами учебное заведение - Российская Академия живописи, ваяния и зодчества - следует традициям Императорской Академии художеств Петербурга, давшей миру великих русских художников -Александра Иванова, Илью Репина, Михаила Врубеля, Василия Сурикова и многих других.

Наша Академия расположена в Москве в священных стенах Училища живописи, ваяния и зодчества, в котором учились и работали Алексей Саврасов, Аполлинарий Васнецов, Михаил Нестеров, Исаак Левитан, Константин Коровин и другие великие русские художники.

В наше время, когда большинство Академий мира под натиском авангардизма утратили понятие «школы», определяющее уровень высокого профессионализма художника и критериев подлинного искусства, мы утверждаем принципы высокого мастерства, реализма и духовности, без которых не может быть настоящего великого искусства.

Перед тобой, будущий художник, широко распахнуты врата в священный Храм Искусства - нашу Российскую Академию живописи, ваяния и зодчества.

Основатель и первый ректор РАЖВиЗ
Илья Сергеевич Глазунов

Энциклопедия: Илья Сергеевич Глазунов

Илья Сергеевич Глазунов – живописец, график, иллюстратор русской классической литературы, театральный художник, архитектор, автор книги «Россия распятая».

Творческая деятельность художника, получившая широкое признание в стране и за рубежом, отмечена рядом высоких званий и наград.

И.С. Глазунов – народный художник СССР (1980), кавалер ордена Трудового красного знамени (1985), ордена «За заслуги перед Отечеством IV степени» (1995), ордена «За заслуги перед Отечеством III степени» (2000), действительный член Российской Академии художеств, академик (2001), лауреат Государственной премии Российской Федерации (1997). Русская православная церковь удостоила его ордена Преподобного Сергия Радонежского (1998). И.С. Глазунов является лауреатом премии имени Дж. Неру, награжден орденом Вишну (Лаос, 1967), Серебряной медалью Всемирного Совета Мира (1976). Старейшие в Европе Королевские Академии Мадрида и Барселоны избрали его почетным членом (1979). Именем художника Глазунова И.С. названа малая планета.

Генеральный директор ЮНЕСКО Ф. Майор вручил ему, первому художнику из России, высшую награду этой международной организации – Золотую медаль Пикассо, присуждаемую за выдающийся вклад в мировую культуру.

Илья Сергеевич Глазунов родился 10 июня 1930 года в Ленинграде.

Во время ленинградской блокады, когда на его глазах голодной смертью умерли родители и ближайшие родственники, он, чудом оставшийся в живых, был эвакуирован по «Дороге жизни» в Новгородскую область.

Вернувшись в 1944 году в Ленинград, И.С. Глазунов поступает в среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Репина, а затем и в сам институт.

В 1956 году, будучи еще студентом, он получает Гран-при на международном конкурсе в Праге, что послужило основанием для проведения его первой персональной выставки, состоявшейся в Москве в 1957 году и вызвавшей широкий отзвук в советской и мировой прессе. На ней были представлены четыре цикла работ, определивших основные направления его творчества: «Образы России», «Город», «Образы Достоевского и русской классики», «Портрет».

В цикле ставших христоматийными  иллюстраций к произведениям русских классиков – Достоевского, Блока, Куприна, Некрасова, Мельникова-Печерского, Лескова, созданных в 60-70-е годы, Илья Сергеевич Глазунов проявил себя как проникновенный знаток национального духа и быта, тонкий психолог, мастер передачи образного строя литературного произведения языком изобразительного искусства. В это же время им созданы широко известные полотна, воссоздающие образ России в протяженности ее многовекового бытия: «Господин Великий Новгород», «Русская песня», «Град Китеж» и другие произведения. Особое место среди работ исторической тематики занял цикл «Поле Куликово», отражающий переломный момент в истории Отечества, ознаменованный Куликовской битвой.

В своих произведениях И.С. Глазунов предстает не только как виртуозный рисовальщик и мастер композиции, но и как мыслитель, знаток русской и мировой истории и культуры. Вершинами его философского осмысления процессов мировой и отечественной истории стали всемирно известные живописные полотна «Мистерия ХХ века», «Вечная Россия», «Великий эксперимент», «Разгром храма в пасхальную ночь» и другие, не имеющие аналогов в мировом искусстве как по глубине художественного замысла, так и по уровню творческого воплощения.

Всемирную славу Илье Сергеевичу Глазунову принесли его портреты. Следует отметить, что если до революции правители Российской империи зачастую приглашали иностранных художников писать портреты, несмотря на то, что в XVIII, XIX и начале ХХ века в России жили и творили многие выдающиеся русские портретисты, - то в наше время Илья Глазунов был единственным художником, которого приглашали короли, президенты и деятели мировой культуры: Федерико Феллини, Джина Лоллобриджида, король Швеции, король Испании, папа Римский, президент Италии Сандро Пертини, Индира Ганди, король Лаоса и многие другие. «Главное для меня, - говорит художник, - почувствовать внутреннюю музыку души человека и передать на холсте его образ с предельным сходством, без которого портрет не может называться портретом».

И.С. Глазунов продолжает в своем творчестве лучшие традиции русских и западных художников высокого реализма, и это особенно ценно в XXI веке, изломанном вседозволенностью авангардизма и самовыражения. В основе его творчества лежит высокий гуманизм и любовь к человеку.

Выставки произведений И.С Глазунова всегда становились событиями общественной жизни страны. Американская пресса назвала И. Глазунова рекордсменом по посещаемости. И справедливо: история искусства не знает такого примера, чтобы выставку художника, проходящую в течении месяца, посещало более 2 миллионов человек.

Он принимал активное участие в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, возглавлял с 1979 года портретную мастерскую Московского художественного института им. В.И. Сурикова, с 1987 года – он бессменный ректор созданной по его инициативе Российской Академии живописи, ваяния и зодчества. 31 августа 2004 г. была торжественно открыта Московская государственная картинная галерея Ильи Глазунова.

Творческий путь и общественные деяния И.С. Глазунова широко известны. Миллионы зрителей с открытием его Галереи получили возможность постоянного общения с художником, который по праву называется властителем дум современности – ибо его искусство всегда современно, разнообразно и неожиданно.

Гости Академии

Владыка Корнилий, митрополит Московский и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви, побывал в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.

Иван Ильич Глазунов и преподаватели Академии — И. А. Лысенков, С. Э. Чуданов, декан факультета живописи С. Г. Москвитин, заведующий кафедрой живописи В. А. Штейн, и. о. проректора по научной работе Т. А. Опарина рассказали об Академии, показав гостям классы, мастерские, музей и библиотеку, архитектуру старинного Дома Юшкова.

Владыке рассказали историю Московского училища живописи, ваяния и зодчества, бывшего здесь во времена Российской империи, упомянув имена Саврасова, Аполлинария Васнецова, Бенуа, Морозовых и Рябушинских... Звучало много размышлений об исторических личностях и их судьбах в русской истории. Говорили о живописи, и Митрополит Корнилий рассказал, например, что в его детской комнате над кроватью висела репродукция с картины Альберта Бенуа, или о том, как в далеких уже 80-х он стоял в очереди на выставку Ильи Глазунова в Манеж... Конечно, много говорилось том, как важно хранить традиции народа и в жизни, и в искусстве. Молодым преподавателям Академии было важно и интересно узнать от Владыки об истории старообрядчества. Древняя Русь XVII века, а также личность Протопопа Аввакума — тема объёмная, не до конца ещё изученная — богатейшая почва для научного художественного исследования. Читая воспоминания старообрядцев меценатов — Третьякова, Рябушинского и др. — понимаем их огромный вклад в поддержку русского искусства и открытие для мира древнерусской живописи — иконы. Как много они оставили нам, как много они чувствовали и понимали в искусстве, во всех его направлениях, но особый их бесценный вклад состоит, конечно, в том, что старообрядцы открыли икону, как чудо, как наше наследие. Была создана наука реставрации иконы. Коллекции искусства знаменитых купцов старообрядцев, ставших меценатами и общественными деятелями, включали в себя собрания не только икон, но и произведения русской и европейской живописи, предметы Античности и Средневековья, Востока, что говорит о широком круге интересов и знаний, образованности русского купечества.

И конечно особенно интересно было вместе с гостями посетить реставрационные мастерские Академии. Анна Борисовна Прозова, старший преподаватель кафедры реставрации темперной живописи РАЖВиЗ И. Глазунова, познакомила с процессом реставрации уникальных икон, переданных в Академию из музеев. Гости пообщались со студентами, работающими в мастерских, ребята рассказали о процессе и этапах реставрации, которую они проводят под научным руководством профессоров Академии. Интересно было также посмотреть копии-списки с музейных икон, что является важным этапом в процессе обучения на факультете.

В 2020 году исполнилось 400 лет человеку, повлиявшему на ход русской истории в XVII веке, одной из ключевых фигур драматического надлома в истории русской церкви. Эта дата отмечена многими событиями: выставками, концертами, конференциями и другими просветительскими и научными мероприятиям.

Художник часто становится летописцем времени, эпохи, исторических событий. Поэтому такая встреча, конечно, оставляет свой след и всегда приносит свои плоды и результаты для творчества.

Владыка оставил памятную надпись в книге почётных гостей Академии.




За годы работы Академии в ней побывали многие известные политики, общественные деятели и деятели культуры: