Кафедра «Основы гражданственности»: Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова

Всеобщая история искусств

Резюме преподавателей

Арсланов Виктор Григорьевич

Доктор искусствоведения, кандидат философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник НИИ при Российской академии художеств

Стаж преподавания в ВУЗах – с 1974 года.

В 1971 г. закончил историко-филологический факультет Ивановского государственного университета, в 1974 г. – аспирантуру при кафедре философии Ивановского государственного университета

В 1976 году защитил кандидатскую (на Ученом совете Института социологии АН СССР), в 1991 году — докторскую диссертацию (на Ученом совете РАХ). Автор научных работ и публицистических статей, опубликованных в журналах «Вопросы философии», «Вопросы литературы», «Новое литературное обозрение», «Искусство», «Декоративное искусство СССР», «Искусствознание», «Художник» и др., а также в Венгрии и Германии.

В феврале-марте 1994 г. проводил исследовательскую работу и знакомился с научными источниками в Гетти-Центре (Лос-Анджелес).

В период перестройки и позднее с демократических позиций критиковал либеральные экономические реформы  (статьи в журналах «Век ХХ и мир» /1989, №1/, «Октябрь» /1990, №12 /,  «Экономические науки» /1991, №1-2/, в «Независимой газете» /после 1991 г./, выступал на радиостанции «Свобода» , доказывая, что эти реформы прокладывают дорогу «бандитскому капитализму».

Ученик М.А. Лифшица, с которым познакомился в 1968 году.  С 1978 г. работал в секторе истории эстетических учений НИИ Академии художеств СССР, возглавляемом Лифшицем. После кончины Лифшица (1983 г.) и затем после смерти его вдовы Л.Я. Рейнгардт (1994 г.) работал над материалами обширного философского архива Мих. Лифшица; Арслановым были составлены и опубликованы книги Лифшица: «Диалог с Э. Ильенковым» (2003), «Что такое классика?» (2004), «Почему я не модернист?» (2009), «Проблема Достоевского (Разговор с чертом)» (2013), «Очерки русской культуры» (2015) и др. (всего к настоящему времени – 15 книг, изданных при участии Арсланова). В 2010 под ред. Арсланова В.Г. Институт философии РАН издал книгу о Лифшице: «М.А. Лифшиц». – М.: РОССПЭН, 2010.

Ведет философский семинар «Архив Мих. Лифшица» при Архиве РАН.

В области философии отстаивает идеи онтогносеологии Мих. Лифшица, полемизируя с неокантианством и неомарксизмом (в том числе с теми последователями Э.В. Ильенкова, которые, по мнению Арсланова, исказили идеи своего учителя /статья «Что понимал Э.В. Ильенков и чего не понимают его ученики-неомарксисты?»/)

Выступает в защиту «высокого реализма» и классики, против «интегрального модернизма» наших дней как ложного бунта, который по своему объективному смыслу, вопреки личным намерениям бунтующих, способствует укреплению того общественного зла, против которого выступают бунтующие

Избранные труды:

Арсланов В. Г. Западное искусствознание XX века. — М.: Традиция Академический Проект, 2005. — 861 с. — (Summa).

Арсланов В. Г. История западного искусствознания ХХ века : [Учеб. пособие для вузов]. — М.: Акад. проект, 2003. — 765 с. — (Gaudeamus).

Арсланов В. Г. Миф о смерти искусства : Эстет. идеи Франкфуртской школы от Беньямина до «новых левых». — М.: Искусство, 1983. — 326 с.

Арсланов В. Г. Ответы культуры на вызов времени. СССР. 30-е годы : Очерки. — М.: НИИ теории и истории изобраз. искусств, 1995. — 258 с.

Арсланов В. Г. Постмодернизм и русский «третий путь» : tertium datur российской культуры XX века. — М.: Культурная революция, 2007. — 651 с. 

Арсланов В. Г. Формальная школа в западном искусствознании : (Основные направления. Критика. Ист. судьбы). — М.: НИИ теории и истории изобраз. искусств, 1992. — 247 с.

Арсланов В. Г. Теория и история искусствознания. Античность. Средние века. Возрождение. [Учеб. пособие для вузов]. М., 2015. – 436 с.

Арсланов В. Г. Теория и история искусствознания. Просвещение. Ф. Шеллинг и Г. Гегель. [Учеб. пособие для вузов]. М., 2015 – 421 с.

Арсланов В. Г. Теория и история искусствознания. Формальная школа. [Учеб. пособие для вузов].  М., 2015 – 344 с.

Арсланов В. Г. Теория и история искусствознания. Духовно-исторический метод. Социология искусства. Иконология. [Учеб. пособие для вузов].  М., 2015 – 274 с.

Арсланов В. Г. Теория и история искусствознания. Постмодернизм. [Учеб. пособие для вузов]. М., 2015. – 287 с.

Мареев С. Н., Мареева Е. В., Арсланов В. Г. Философия XX века : [Учеб. пособие для вузов]. — М.: Акад. проект, 2001. — 462 с. — (Gaudeamus).

Арсланов В.Г. Сущее и ничто. Постмодернизм и «Tertium datur» русской культуры ХХ века.Спб.: Наука, 2015. – 639 с.

Базарова Этери Леонидовна

Кандидат архитектуры. Окончила Московский архитектурный институт (МАРХИ), там же получила ученую степень кандидата архитектуры. Работала архитектором в Научном отделении ГИПРОНИИ АН СССР; старшим научным сотрудником в Научно-методическом совете по охране памятников культуры  Министерства культуры СССР, Российском институте культурологии,  РНИИ культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева.

Автор статей по вопросам сохранения отечественного культурного наследия, соавтор коллективных монографий по историко-культурному наследию Воронежа (1996 г.), культуре русских поморов (2005, 2013 гг.). Параллельно с 2002 г. преподает в РАЖВиЗ Ильи Глазунова ряд теоретических дисциплин. 

Состоит членом секции ландшафтно-архитектурных комплексов и историко-культурных заповедников Научно-методического совета по охране и сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Министерства культуры Российской Федерации. 

Является многолетним членом президиума Общества изучения русской усадьбы.

Публикации:

  • Базарова Э.Л. История музееведения в России в документах и материалах. / Э.Л. Базарова // Библиография. – 2011. - №4. – С. 88-89.
  • Базарова Э.Л. Тематический парк как феномен современной культуры. // Е.Н. Чернявская, Э.Л. Базарова //Вопросы культурологии, 2014. - №4 (апрель). – С. 51-58.
  • Базарова Э.Л. Записки подвижника гуманитарных наук / Рец. на книгу «Илья Картавцов « Тут была подлинная жизнь…»: фрагменты воспоминаний» / Сост., коммент. – Г.Д. Злочевский, А.В. Маштафаров. – М.: Минувшее, 2013. – 296 с. //Библиография. – 2014. - №.4. -. 0 С.86-88.
  • Базарова Э.Л. Сакральная составляющая этнокультурного ландшафта // Базарова Э.Л., Бицадзе Н.В., Окороков А.В., Селезнева Е.Н., Черносвитов П.Ю. Культура русских поморов. Опыт системного исследования. Гл. 3.2, 3.2.1, 3.2.2. – М.: Научный мир, 2005. – С.159-241.

Базарова Э.Л. Сакральное пространство Русского Севера // Ануфриев В.В., Базарова Э.Л., Бицадзе Н.В., Гончарова Н.Н. Селезнева Е.Н. Черносвитов П.Ю. Культура русских поморов. Историко-культурологический анализ. – М.: ФОРУМ; Неолит. 2013. – С. 179-218

Бицадзе Наталья Витальевна

Образование: исторический факультет Московского государственного университета, аспирантура МГУ. Кандидат исторических наук.

Тема диссертации: «Социокультурные аспекты храмоздательства России   II-ой половины XIX - начала XX вв.»

Основные места работы: Государственный исторический музей, Российский институт культурологии, Российский государственный социальный университет, Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.

На протяжении ряда лет основная работа сочеталась с чтением лекций в различных образовательных учреждениях Москвы, в том числе в Российском государственном гуманитарном университете, Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма при Министерстве культуры РФ, образовательном центре «Знаточество» и др.

Сфера профессиональных интересов: древнерусское искусство; искусство эпохи модерна; история и культура древних славян; психология искусства; история религии; история мировой культуры; отечественная история; проблемы сохранения и пропаганды культурного наследия, включение его в актуальную культуру.


Список основных печатных работ

  1. К истории особняка купца И.И. Сидорова в г. Нижнедевицке Воронежской области. Статья. /«Вопросы охраны и использования памятников истории и культуры». – М., 1994. 0,5 п. л.
  2. Некоторые особенности старообрядческого культового зодчества Москвы и провинций в эпоху модерна. Статья./ «Невельский сборник. Статьи и воспоминания». Вып. 2. СПб, 1997. 0,5 п. л.
  3. Воронежская область. Памятники истории и архитектуры. Нижнедевицкий, Репьевский, Семилукский районы. Вып. 4, ч.2. М., 1997. 1,6 п. л.
  4. Московское храмоздательство эпохи модерна. Статья. /Сборник научных трудов РИК. М., 1997. 1 п. л.
  5. Неорусский стиль в храмовом зодчестве конца XIX – начала XX вв. (проблемное поле в социокультурном контексте). Статья. / «Невельсий сборник. Статьи и воспоминания». Вып. 3. СПб, 1997. 0,2 п. л.
  6. Москва – центр культуры и туризма. Справочно-энциклопедическое издание. М., 1997. 2,5 п. л.
  7. Влияние культуры Русского Севера на общерусскую культуру (к постановке проблемы). Статья. / «Невельский сборник. Статьи и воспоминания». Вып. 5. СПб, 2000. 1 п. л.
  8. «Храмы-грады» неорусского стиля в контексте русской культуры конца XIX -начала XX вв.» Статья. Журнал «Русская Галерея», №2. М., 2002. 0,5 п. л.
  9. Православные церкви и постройки Москвы. Научно-справочное издание. М., 2003. 3 п. л.
  10. Северная икона как культурный феномен. Статья. / «Материалы научно-практической конференции РИК». М., 2004. 0,5 п. л.
  11. Культура русских поморов (опыт системного исследования). Монография. /Базарова Э.Л., Бицадзе Н.В., Окороков А.В., Селезнева Е.Н., Черносвитов П.Ю./ М., 2005. 7,5 п. л.
  12. Икона Русского Севера в контексте культуры XVI – XVIII вв. Статья. / «Историческое обозрение». №9. М., 2008. 0,5 п. л.
  13. Развитие национального стиля р русском церковном зодчестве конца XIX - начала XX вв. Статья. / «Пятые Славянские чтения. Научно-практическая конференция «Всероссийский съезд художников (декабрь  1911 – январь 1912 гг.) и развитие национальной традиции в искусстве России XX века». М., 2008. 0,5 п. л.
  14. Храмы неорусского стиля: идеи, проблемы, заказчики. Монография. М., 2009. 20 п. л.
  15. Икона в культуре повседневности (к постановке вопроса). Статья. / «Наследие в эпоху социокультурных трансформаций. Материалы международной конференции». М., 2010. 0,2 п. л.
  16. Российская провинция: среда, культура, социум. Очерки истории г. Сергиева Посада. Монография. Раздел «Иконописная мастерская Троице-Сергиева монастыря». М., 2010. 0,5 п. л.
  17. Культура эпохи Николая II. Монография. Раздел «Архитектура России в эпоху Николая II». М., 2011. 2 п. л.
  18. Культура русских поморов. Историко-культурологический анализ. Раздел в монография. / В.В. Ануфриев, Э.Л. Базарова, Н.В. Бицадзе, Н.Н. Гончарова, Е.Н. Селезнева, П.Ю. Черносвитов/. М., 2013. 5 п. л.
  19. Традиции древнерусского зодчества в деревянных храмах неорусского стиля. Статья. Журнал «Русское искусство». № 3. М., 2015.

Рождества Богородицы (девичий) женский монастырь в Ростове Великом. Буклет. 0,5 п. л. М., 2015.

Боровская Наталья Федоровна

Кандидат искусствоведения, профессор кафедры Всеобщей истории искусств.


Стаж преподавания в ВУЗах – с 1996 года.

В РАЖВиЗ с 2008 г.


– В 1985 г. Окончила Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского по специальности «альт: артист оркестра. Камерный исполнитель, преподаватель».  В1993 году окончила Отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова по специальности «Историк искусства. Искусствовед».


Ученая степень, звание

–   Кандидат искусствоведения.


Государственные награды. Почетные звания

 С 2015 г.- Заслуженный учитель РФ

  1. 2004 – лауреат конкурса «Учитель года Москвы - 2004» (победа в предметной номинации, выход в финал, грант правительства Москвы).
  2. 2006 – лауреат первой Национальной премии в области образования (грант президента РФ).
  3. 2011 – грант правительства Москвы.
  4. 2014 – победа на конкурсе «Урок в Кремле».

Специализация

Искусство древней Месопотамии

Итальянское искусство Возрождения и раннего барокко.


Публикации.

  • Лиры из «Царских гробниц» древнего Ура как памятники шумерской культуры раннединастического периода // Вестник древней истории № 4, 1997. С. 3-13.
  • Музыка древнейших городов (о музыкальной культуре Месопотамии 2-го тыс. до н.э.) // Город и искусства – субъекты социокультурного диалога. М., 1996. С. 246-255.
  • Музыкальная культура древней Месопотамии по памятникам изобразительного искусства и клинописным текстам». Автореф. Канд. дисс. М., 2001.
  • Энциклопедия для детей т. 7. «Искусство». М., Аванта+ 1997-2000:

Часть 1: раздел «Искусство древней Передней Азии».

Часть 2: разделы «Искусство Италии 17 в», «Живопись Испании 17 в.», «Скульптура и живопись Франции 17-18 вв.», «Живопись Англии 18 в.), статьи в разделах по искусству 19-20 вв.

Главы, статьи и научная редактура в части 3 («Музыка, театр, кино»), в разделе «Музыка».

  • Статьи по вопросам христианского искусства (иконографии праздников и отдельных образов, персоналии мастеров, общей числ. Ок. 40) // Католическая энциклопедия. Тт. 1-3.  М., изд-во францисканцев, 2002-2005.
  • Статьи «Лоренцо Бернини», «Франческо Борромини», «семейство Беллини» // Православная энциклопедия т. 2.
  • Скульптурный Розарий собора в Реймсе (об иконографической специфике центрального западного портала) // Страницы, 11:2, 2006, С. 211-239.
  • Жажда милосердия (духовные проблемы в русской реалистической живописи 19 века) // Deus caritas est. Материалы международного конгресса в Москве 19-21.10. 2007 г. СПб. 2007. С. 69-87. 
  • La Storia dell’arte, finestra aperta sul mondo spirituale // Radici Cristiane 21. Roma, 2007. P. 86-89
  • Il fenomeno spirituale delle commitenze artistiche. // Radici Cristiane 25. Roma.  2007. P. 48- 53.
  • La storia dell’arte nella scuola, un’occasione di testimonianza cristiana. // La nuova Europa 3. Roma. 2007. P. 13-21.
  • Искусствоведческое наследие о. Павла Флоренского // www. Procatholic. ru. 2009.
  • Stabat Mater dolorosa. Иконография Марии в сценах Страстей Христовых в итальянской живописи XIII-XIV вв» // Страницы 13:4, 2010, С. 560-583.
  • О проблемах преподавания христианского искусства в светском  учебном заведении \\ www. verbumdei. ru. 2010.
  • Maria Immaculata – о путях формировании образа Непорочного Зачатия  // Страницы 14.4. М., 2010. С. 546-569.
  • Архитектура храма Непорочного Зачатия // Храм непорочного Зачатия в Москве 1911-2011. М., 2011. С. 34-57.
  • Художник, размышляющий о грехе // Художественная школа № 5 (2012). С. 4-8.
  • Образ Богоматери Скорбящей в иконографии Croce dipinta // Дом Бурганова 3 (2014) С. 15-26.
  • Поэтика застолья во фламандской живописи XVII в. // Страницы 3:2014. С. 5-12.
  • Иконография иуды искариота в сценах Тайной Вечери // Страницы 2:2015, С. 15-22.

Выступления на научных конференциях, методических семинарах и др. мероприятиях:

  • Международная конференция по проблемам культуры древнего Востока, Москва, 1993. – «Специфика музыкальной терминологии древней Месопотамии».
  • Международный конгресс ассириологов (Rencontre), Берлин, 1994. – «Символика плодородия в изобразительном декоре музыкальных инструментов из Ура».
  • «Сергеевские чтения», Москва, 1997 – «Сцены музицирования в ассирийской скульптуре 9-7 вв. до н. э.».
  • «Сергеевские чтения», Москва, 2001. – «Музыкальный инструментарий древней Месопотамии в памятниках изобразительного искусства».
  • Методический семинар в рамках РЕЕР (Pan-European Educational Project), Хилверсум (Голландия), 1997 – «Изучение искусства в системе школьного образования в России».
  • Методический семинар в рамках РЕЕР, Эдинбург, 2003 – «Ребенок в художественном музее:  организация  музейных  индивидуальных и групповых занятий для школьников».
  • Европейский симпозиум преподавателей Высшей школы, Рим, 2004 – «Библия и ребенок: диалог в условиях светской школы» - презентация программы «Основы духовной культуры».
  • Европейский симпозиум преподавателей Высшей школы,  Рим, 2006 – «Проблема духовного содержания учебных курсов по истории искусства».
  • XII генеральная ассамблея Синода католических епископов. Ватикан, 2008. «История искусства – история Слова Божьего».
  • Международный конгресс преподавателей гуманитарных дисциплин,   Валенсия, 2009. – «Традиции духовно-эстетического воспитания школьников и студентов  в России».
  •  Курс лекций по методике преподавания христианского искусства в светских учебных заведений в рамках учебно-методического проекта «Открыть Бога через красоту».  Рио де Жанейро, Белу Оризонти (Бразилия). Апрель-май 2011 г. 

Иностранные языки

Английский, французский, немецкий, итальянский, испанский.

Бутовченко Юлия Александровна

Стаж преподавания в ВУЗах – с 1999 года.

В РАЖВиЗ с 2006 г.


– 1995 году окончила Отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова по специальности «Историк искусства. Искусствовед».

– 1998 гг. закончила аспирантуру исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова

– стажировка в Центре высших исследований Ренессанса, Университет Франсуа Рабле, Тур, Франция


Специализация

–  искусство эпохи Возрождения

–  история театра средних веков и Возрождения

–  западноевропейское и русское декоративно-прикладное искусство

–  общие проблемы музейного дела

– общие проблемы маркетинга в сфере культуры


За последние десять лет (с 2006 г.) – участник (доклады) более двадцати международных научных конференций


Избранные публикации:


Книги (приводятся даты первых изданий):

– Медичи: властители Флоренции, покровители искусств. М, ФГУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»», 2011. (в соавторстве с О.В. Дмитриевой)


Справочные и информационные издания

– «Полтавская битва. 27 июня 1709 года».М, 2009. (мультимедийное издание, один из авторов концепции)

– «Отечественные и иностранные ордена в собрании Музеев Московского Кремля».М. 2010 (мультимедийное издание, один из авторов концепции)

– Произведения фирмы К.Фаберже в собрании Музеев Московского Кремля. М, 2011 мультимедийное издание, один из авторов концепции)


Публикаций  в научных и научно-популярных изданиях:

Формирование нового театрального пространства в Италии на рубеже XVXVI вв. // Театр и театральность в культуре Возрождения. М, Наука, 2005. С.92-108

Сокровища французской короны // Юный художник, 1, 2005. С. 16-19

Тканевый декор итальянских празднеств XV века //  Декоративно-прикладное искусство Западной Европы.  Материалы и исследования, XVIII. М, ФГУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»», 2006. С. 272-280.

Флоренция. Музей серебра // Юный художник, 3, 2006. С. 27-31

Беноццо Гоццоли // Юный художник, 9, 2007. С 35-39

«Поклонение волхвов» во флорентийской живописи XV века (1,7 а.л., в печати)


Рецензии, отзывы на научные работы за последние годы (с 2007)

Рецензирование сборника статей: Итальянский сборник. Вып. 6. Рос. акад. художеств. Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобраз. искусств; [Редкол.: Дажина В.Д. и др.]. - М. : НИИ теории и истории изобраз. искусств Рос. акад. художеств, 2011. - 407 с. : ил., портр. Т – 300 экз. -

ISBN 978-5-88451-291-7


Иностранные языки

Английский, французский, итальянский.

Виноградова Елена Александровна (урожд. Луковникова)

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры всеобщей истории искусств.

Стаж преподавания в вузах – с 1999 г., в РАЖВиЗ – с 2007 г.

Геташвили Нина Викторовна

Кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой всеобщей истории искусств, профессор

Стаж преподавания в ВУЗах – с 1974 года.

В РАЖВиЗ с 1997 г.

–1972 году окончила Отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова по специальности «Историк искусства. Искусствовед».

– стажировка в Государственном институте искусствознания МК СССР


Ученая степень, звание

– Кандидат искусствоведения.

– доцент. (Год присуждения ученого звания – 2000).


Государственные награды. Почетные звания

– почетный работник высшего профессионального образования (Министерство образования и науки Российской Федерации).


Специализация

– искусство Европы и США 19-21 вв.

– русское театрально-декорационное искусство.

– русское искусство ХХ–XXI вв.

– русско-европейские художественные связи.

– общие проблемы выставочной деятельности.

– общие проблемы художественного рынка.


За последние десять лет (с 2006 г.) – участник (доклады) более двадцати международных научных конференций


Избранные публикации, теле-, радиопередачи


Книги (приводятся даты первых изданий):

  1. «Атлас мировой живописи». М, ОЛМА, 2003
  2. «Дрезденская галерея». М, ОЛМА, 2004
  3. «Малые голландцы». М, ОЛМА, 2004
  4. «Дали». М, ОЛМА, 2004
  5. «Рембрандт». М, ОЛМА, 2005
  6. «Леонардо да Винчи».         М, ОЛМА, 2005
  7. «Постимпрессионизм». М. ОЛМА, 2005. (Совместно с К. Л. Лукичевой).
  8.  «Лейла Хасьянова» М, «Белый город», 2006.
  9.  «500 шедевров русского искусства», М. ЭКСМО, 2006.
  10.  «Тайны мировой архитектуры» (в соавторстве; + научная редактура всего корпуса текстов). М, «Новости», 2008.
  11.  «История искусств с древнейших времен до классицизма». Энциклопедия. Научная редактура тома. Авторство статей. М., ОЛМА медиа групп. 2009. 67,2 усл. печ. л.
  12. «Петр Кончаловский». М. Директ-медиа, Комсомольская правда, 2011
  13. «Галерея Академии. Венеция». М. Директ-медиа, Комсомольская правда, 2011. (Совместно с Л. А. Чечик)
  14. «Дрезденская галерея. Коллекция живописи». Серия «Художественные музеи мира». М., ОЛМА Медиа Групп, 2012.
  15. «Галерея Дориа-Памфили». М. Директ-медиа, Комсомольская правда, 2012.
  16. «Музей королевы Софии. Центр современного искусства. Мадрид». М. Директ-медиа, Комсомольская правда, 2012(Совместно с Л.А. Чечик).
  17. «Галерея Барджелло», М. Директ-медиа, Комсомольская правда, 2013.
  18. «Музей Польди Пеццоли». М. Директ-медиа, Комсомольская правда, 2013.
  19. «Илья Глазунов». М., Эксмо, 2014.
  20.  «Ле Корбюзье». М. Директ-медиа, Комсомольская правда, 2014.
  21. «Полная энциклопедия искусства», М., Эксмо, 2014.
  22.  «Палладио». М., Директ-медиа, Комсомольская правда, 2015. (Совместно с Л.А. Чечик).
  23. «Нимейер». М., Директ-медиа, Комсомольская правда, 2015. (Совместно с М.Г. Геташвили).
  24.  «Райт». М., Директ-медиа, Комсомольская правда, 2015.
  25. «Магритт». М., Директ-медиа, Комсомольская правда, 2016.
  26. «Заха Хадид». М., Директ-медиа, Комсомольская правда, 2016.

Справочные и информационные издания

«Энциклопедия для детей». Том 7 – «Искусство». Часть вторая: «Архитектура и изобразительное искусство XVII-XX веков. Раздел «Искусство ХХ века. Зарубежное искусство». М., «Аванта+», 1999.

- «Символика тайных обществ». М., 2007. (альбом-календарь).

- Вступительная статья и научные комментарии к 3-хтомной «Всеобщей истории искусств» П.П. Гнедича. М., Олма-пресс. 2004. Книга – лауреат конкурса "Лучшие книги 2004 года".
Исправленное и дополненное издание -2013, 2014

- «Иллюстрированная энциклопедия мировой живописи». М. ОЛМА, 2007 (член консультативного совета).

- Энциклопедия «История искусств с древнейших времен до классицизма». Составление, общая научная редактура, (67,2 а.л.) и авторство статей (4 а.л.). «ОЛМА медиа групп», 2009.

– 48 статей для «Allgemeines Kuеnstlerlexikon» (Sauer) (литеры «I», «J») Band 76 Hunzinger - Iza (Idelson – Ivanova Julija); Band 77 Izaguirre – Jerace (Izmajlovič, Vladislav Matveevič - Jarošenko, Nikolaj Aleksandrovič) – 2012
Том 78 – Кончаловский. 2013.


Учебники и учебные пособия

«Мировая художественная культура». Учебник для ВУЗов. Раздел «Художественная культура США». М. «Высшая школа». 2004, 2009.


Автор более сотни публикаций  в научных и научно-популярных изданиях.


Статьи в научных изданиях за последние 10 лет (с 2006 г.) – 30


Рецензии, отзывы на научные работы за последние годы (с 2007) –16


Телепередачи и кинодокументалистика

– главный научный консультант и автор сценариев  цикла документальных фильмов «Тайны мировой архитектуры». (ТО «Мастерская»). Фильмы показаны по каналу «Россия» в 2008 г.

– главный научный редактор и автор 120 сценарных основ для передач по изобразительному искусству («Какое изобразие») на телеканале «Бибигон» (ТВ мастерская «Пилот»), 2010.

– участие в документальном фильме «Цвингер. По следам дрезденских сокровищ». (Эфир телеканала «Культура» 29 апреля 2015).


Членство в других творческих и общественных организациях

- Член Московского союза художников;

– Член Международной ассоциации искусствоведов

- Сопрезидент Российской секции Международной ассоциации художественных критиков (AICA)

– Член редколлегии журнала «Art council / Художественный совет»


Иностранные языки

Английский, французский, немецкий.


Руководство диссертациями

– Научное руководство работой Д.Г. Серякова на соискание степени кандидата искусствоведения по теме «Проблема non-finito в творчестве Фешина». Работа осуществлялась на кафедре всеобщей истории искусств Российской Академии живописи, ваяния и зодчества. Защита состоялась в мае 2009 г. на заседании диссертационного совета Д.009.001.01 в НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств.

– Научное  руководство работой М. Н. Гордеевой на соискание степени кандидата искусствоведения по теме «Художники Оперы С.И. Зимина. К проблеме стилистического разнообразия декорационных решений». Диссертация выполнена на кафедре всеобщей истории искусств Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.  Защита состоялась 29 мая 2012 г. на заседании Диссертационного совета Д 212.152.01 при Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова.

– Научное руководство работой Е. Гришиной на соискание степени кандидата искусствоведения по теме «Типология пейзажных образов мастеров «Мира искусства» в контексте Серебряного века». Диссертация выполнена на кафедре всеобщей истории искусств Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.  Защита состоялась 27 сентября 2013 г. на заседании Диссертационного совета Д 212.152.01 при Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова.

Калугина Ольга Вениаминовна

Доктор искусствоведения, зав. Отделом русского искусства ФГБНИУ НИИ теории и истории изобразительных искусств при РАХ.

В 1982 году закончила Отделение истории и теории искусства исторического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

С 1977 по 1982 год работала в Государственном музее керамики и «Усадьба Кусково XVIII века» в должности младшего научного сотрудника, а с 1982 по 1987 год – в Государственном музее-мастерской скульптора А.С. Голубкиной.

В 1989 году закончила аспирантуру исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

С 1987 года ведет научно-педагогическую работу в Московском государственном университете сервиса, Московском государственном социальном университете, Государственном университете по землеустройству.

Работала проректором Института журналистики и литературного творчества в 2000-2002 годах.

С апреля 2002 года по настоящее время является сотрудником НИИ теории истории изобразительных искусств.

В 2003 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по теме «Творчество Анны Голубкиной и некоторые проблемы эволюции отечественной пластики конца XIX – начала ХХ вв.».

В 2012 году защитила диссертацию на соискание учёной степени доктора искусствоведения по теме «Основные проблемы эволюции отечественной скульптуры Серебряного века в контексте взаимодействия московской и петербургской школ». Автор двух научных монографий, более 90 опубликованных научных работ. Профессор кафедры всеобщей истории искусства РАЖВиЗ Ильи Глазунова.

Королева Анастасия Юрьевна

Кандидат искусствоведения


Стаж преподавания в ВУЗах – с 2002 года.

В РАЖВиЗ с 2002 г.


–2002 году окончила Отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова по специальности «Историк искусства. Искусствовед».


– стажировка во Frei Universitat, Berlin в 2006 году.


Ученая степень, звание

– Кандидат искусствоведения с 2007 года.


Специализация

– искусство Западной Европы Нового и Новейшего времени.

– искусство Германии.

– искусство архитектуры.

– история и теория художественной критики.

– техники и материалы в изобразительном искусстве.


За последние десять лет (с 2006 г.) – участник (доклады) восьми международных научных конференций и семинаров


Избранные публикации:

  1. Великие художники Нидерландов 15-17 веков. М, ОЛМА, 2004
  2. Рубенс. М, ОЛМА, 2005
  3. Великие немецкие художники. М, ОЛМА, 2005
  4. Дюрер. М, ОЛМА, 2007
  5. Санкт-Петербург глазами Лео фон Кленце // Художественный мир глазами иностранцев: впечатления, взаимовлияния, новые тенденции. Сб. ст. НИИ теории и истории искусств РАХ. М. 2013.
  6. Карл Фридрих Шинкель: художественная концепция в контексте времени. В печати.
  7.  «Послы» Гольбейна. Загадка с историей или история с загадками. В печати.

Справочные и информационные издания

- Энциклопедия «История искусств с древнейших времен до классицизма». Авторство статей на тему «Искусство Германии и Австрии 14-20 веков» (4 а.л.). «ОЛМА медиа групп», 2009.

- Большая Российская Энциклопедия. 2009. Авторство статей (0,5 а.л.)


Автор нескольких десятков  публикаций  в научных и научно-популярных изданиях.

Статьи в научных изданиях за последние 10 лет (с 2006 г.) – 13

Рецензии, отзывы на научные работы за последние годы (с 2007) – 5


Членство в других творческих и общественных организациях

– Член Международной ассоциации искусствоведов


Иностранные языки

Английский, немецкий.

Лебедянский Михаил Сергеевич

Доктор искусствоведения, Почётный член Российской Академии художеств (избран 3 ноября 2004 г.), Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, профессор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.

Высшее образование: в 1960 г. окончил Постановочный факультет Школы-Студии МХАТ, специальность: художник-технолог сцены, в 1969 г. окончил исторический факультет, отделение истории и теории искусств МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности искусствовед, историк искусства.

Награждён государственными наградами: Медаль «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» (1970 г.), Орден «Знак почёта» (1971 г.), Медаль «Ветеран труда» (1989 г.), Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997 г.), Орден Дружбы (1999 г.)

Является председателем Совета по изобразительному искусству Центрального Дома работников искусств в Москве, членом Московского Союза художников, Московского Союза журналистов, Международной Ассоциации искусствоведов.

Автор 25 книг и 90 статей по истории отечественного и мирового искусства.

Большую известность среди художественной общественности и читателей получили его книги, неоднократно переизданные: «Гравер Петровской эпохи Алексей Зубов», «Русская живопись 1920-1930-х гг.», «Портреты Рафаэля», «Портреты Рубенса», «Рафаэль», «Портреты Ренуара», «Памятник А.В. Суворову в Москве», «Русский авангард. Любовь Попова» и другие.

За книгу «Алексей Зубов. Первый видописец Санкт-Петербурга» (М., 2003) награждён Серебряной медалью Российской Академии художеств.

В 2014 г. вышло второе издание книги «Портреты Кустодиева», а в 2016 г. – книга «Портреты Пармиджанино. Живописец прекрасного».

Круг исследовательских интересов автора достаточно широк и включает классику и современное искусство, творчество европейских и отечественных мастеров. Работы М.С. Лебедянского были высоко и положительно оценены в рецензиях, опубликованных на страницах центральных российских газет и искусствоведческих журналов.

Работая в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, М.С. Лебедянский проявил себя высококвалифицированным специалистом и умелым организатором. Он явился организатором научно-практических конференций в Академии: «Хомяков и славянофилы» (2004 г.), «Творчество Ильи Сергеевича Глазунова» (2005 г.), «П.П. Чистяков и его система художественного образования. Учитель и ученики» (2006 г.), «Всероссийский съезд художников и развитие национальной традиции в искусстве России XX века» (2008 г.), «Традиции народного творчества в искусстве России XVIII – начала XX вв.» (2009 г.)

М.С. Лебедянский организовал и возглавил плодотворное сотрудничество Академии и издательства «Белый город». В результате были изданы капитальные альбомы «Российской Академии живописи, ваяния и зодчества» (2002 г. и 2008 г.), «Тысяча русских художников» (2006 г.), монографии о преподавателях и выпускниках Академии, написанные педагогами и окончившими Академию представителями факультета искусствоведения.


Список печатных работ:


Книги:

  1. Гравер петровской эпохи Алексей Зубов – Искусство, М., 1973
  2. Советская русская живопись первого Октябрьского десятилетия – Художник РСФСР, Л., 1977
  3. России строгие черты – Художник РСФСР, Л., 1978
  4. А. Зубов – Художник РСФСР, Л., 1980
  5. Портреты Рафаэля – Изобразительное искусство, М., 1983
  6. Становление и развитие русской и советской живописи. 1917 – начало 1930-х гг. – Художник РСФСР, Л., 1983 – Книга награждена Дипломом Академии художеств СССР за 1985 г.
  7. Живопись, рождённая Октябрем. Становление и развитие социалистического реализма в русской советской живописи. 1920 – 1930-е годы. – Искусство, М., 1986
  8. О.К. Комов. Памятник А.В. Суворову в Москве – Художник РСФСР, Л., 1987
  9.  Портреты Рафаэля – Изобразительное искусство, М., 1988 (второе издание)
  10.  Памятник А.В. Суворову – Московский рабочий, М., 1989
  11. Портреты Рубенса – Изобразительное искусство, М., 1991
  12. Портреты Рубенса – Изобразительное искусство, М., 1993 (второе издание)
  13. Рафаэль – Изобразительное искусство, М., 1995
  14. Рафаэль – Изобразительное искусство, М., 1997 (второе издание)
  15. Портреты Ренуара – Изобразительное искусство, М., 1998
  16. Русская живопись 1920–1930-х годов. Очерки – Искусство, М., 1999
  17. Сальвадор Дали – Библиотечка «Юного художника», М., 2000
  18. Российская Академия живописи, ваяния и зодчества – Белый город, М., 2002 (автор проекта и главный редактор издания)
  19. Алексей Зубов. Первый видописец Санкт-Петербурга. - Белый город, М., 2003
  20. Русский авангард. Любовь Попова – Библиотечка «Юного художника», М., 2004
  21. Российская Академия живописи, ваяния и зодчества –М., 2009
  22. Портреты Тициана – Белый город, М., 2009
  23. Портреты Кустодиева – Белый город – Воскресный день, М., 2013
  24. Портреты Кустодиева – Белый город – Воскресный день, М., 2014 (второе издание, дополненное)
  25. Портреты Пармиджанино. Живописец прекрасного – Белый город – Воскресный день, М., 2016.

Статьи:

  1. «В мастерской Петра Оссовского», газета «Московский комсомолец», 09.10.1964
  2. «В мастерской скульптора Н. Лавинского», газета «Московский комсомолец», 18.10.1964
  3. «Художники советской Чувашии», «Советский художник», М., 1967
  4. «Героический Вьетнам борется», «Советский художник», М., 1967
  5. «Челябинск, далекий и близкий», газета «Московский комсомолец» от 06.05.1970
  6. «Что Луначарский защищал в АХРР?», журнал «Художник», 1972, №4
  7. «Несостоявшийся прыжок в будущее», журнал «Художник», 1973, №4
  8. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения: «О проблеме национальных традиций в советском искусстве (на материале живописи первого послереволюционного десятилетия)», Академия художеств СССР, М., 1974
  9. «Человек у мольберта», газета «Советская культура», 16.07.1974
  10. «Алгебра гармонии», вступительная статья к буклету о выставке художника А.В. Пантелеева, «Советский художник», М., 1974
  11. «Нежность» – творческий портрет художника Е.И. Зверькова в разделе «Люди искусства», газета «Советская культура», 11.03.1975
  12. «Отточенность чувств и мыслей», газета «Московская правда», 05.05.1975
  13. «Какая увлекательная область история искусства», журнал «Художник», 1975, №4
  14. «Талант земли Вологодской» – творческий портрет художника Н.В. Бурмагина, газета «Красный Север», 02.11.1975
  15. «Русская женщина», газета «Советская Россия», 15.01.1976
  16. «России строгие черты», журнал «Молодая гвардия», 1976, №2
  17. «О крае суровом», журнал «Художник», 1976, №2
  18. «Наш современник», газета «Труд», 20.06.1976
  19. «И сердцем и разумом», газета «Московский художник», 15.04.1976
  20. «Художник Виктор Иванов», журнал «Культура и жизнь», 1977, №9
  21. «О термине “Живопись Октября”», журнал «Искусство», 1982, №4
  22. «Весомое слово пропагандиста», газета «Московская правда», 02.08.1982
  23. «Время, которое всегда с тобой», журнал «Искусство», 1982, №8
  24. «Имя стало символом», журнал «Культура и жизнь», 1983, №4
  25. «Алексей Зубов. Панорама Петербурга», журнал «Юный художник», 1986, №7
  26. «Рукотворная красота», газета «Книжное обозрение», 23.01.1987
  27. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения «Основные проблемы становления и развития русской живописи. 1917 – 1941 гг.», М., 1987.
  28. «О портретном искусстве Рафаэля», статья в книге «Рафаэль», М., «Изобразительное искусство», М., 1987
  29. «“Запорожцы” И. Репина», журнал «Юный художник», 1987 №9
  30. «О героическом реализме», журнал «Художник», 1987, №11
  31. «Может быть лицо у издательства?», газета «Книжное обозрение», 19.08.1988
  32. «В трудные тридцатые…», газета «Советская культура», 22.09.1988
  33. «Пейзаж в творчестве Рафаэля», журнал «Юный художник», 1988, №10
  34. «Гравер Петра Великого», журнал «В мире книг», 1989, №4
  35. «Портрет камеристки», журнал «Юный художник», 1989, №7
  36. «Отблеск античности», журнал «Художник», 1989, №1
  37. «Изящное искусство создавать себе врагов», газета «Московский художник», №21, 25.05.1990
  38. «Комнаты, известные всему миру», журнал «Юный художник», 1990, №7, №8
  39. «Спасти издания по искусству», газета «Книжное обозрение», 30.11.1990
  40. «К 60-летию Издательства», журнал «Художник», 1990, №11
  41. «Когда Третьяковка отроет свои двери?», газета «Деловой мир», 06.02.1991
  42. «Советские книги в Иерусалиме», газета «Деловой мир», 26.06.1991
  43. «Академия художеств и судьба книг», газета «Книжное обозрение», 26.07.1991
  44. «Агитационный фарфор», журнал «Юный художник», 1991, №11
  45. «Возрождение надежды в 1992 году», газета «Книжное обозрение», 31.01.1992
  46. «100 шедевров Третьяковки», газета «Культура», 16.01.1993
  47. «Почему дорог альбом по искусству», газета «Книжное обозрение», №22, 04.06.1993
  48. «С любовью и ненавистью», газета «Московский художник», 25.06.1993
  49. «У полотен Ренуара», журнал «Юный художник», 1993, №7
  50. «Морские баталии петровского гравера Алексея Зубова», журнал «Юный художник», 1994, №2
  51. «Спаси и сохрани», газета «Книжное обозрение», 05.04.1994
  52. «Орхидеи Надежды Гайдук», газета «Изограф», №2, май 1994
  53. «Свободным художествам», газета «Культура», 14.05.1994
  54. «“Мадонна в зелени” Рафаэля», журнал «Юный художник», 1995, №3
  55. «Ренуар», журнал «Смена», 1995, №1
  56. «История памятника Н.В. Гоголю в Москве», журнал «Юный художник», 1995, №№11-12
  57. «Филонов», журнал «Смена», 1996, №8
  58. «Судьба русского зодчего (К.С. Мельников)», журнал «Юный художник», 1996, №11
  59. «Павел Филонов», журнал «Юный художник», 1997, №2
  60. «Сальвадор Дали», журнал «Смена», 1996, №1
  61. «Мир – как луг в мае», газета «Культура», 12.02.1998
  62. «Любовь Попова», журнал «Смена», 1998, №11-12
  63. «Тициан. “Венера перед зеркалом”», журнал «Юный художник», 2002, №11
  64. «Сколько лет жил Тициан?», журнал «Юный художник», 2004, №2
  65. «Великие венецианцы», журнал «Юный художник», 2005, №2
  66. «Тициан и Шекспир», журнал «Юный художник», 2006, №1
  67. «Портреты в религиозной живописи Тициана», журнал «Юный художник», 2006, №10
  68. «Первая персональная выставка И.С. Глазунова в 1957 году. Начало творческой деятельности». В сборнике материалов научной конференции, посвящённой 75-летию со дня рождения И.С. Глазунова. Издание РАЖВиЗ. М., 2005
  69. «Удача художника и драма искусствоведа», журнал «Юный художник», 2007, №10
  70. «Двадцать лет Российской Академии живописи, ваяния и зодчества», журнал «Государственная Третьяковская галерея», 2008, №1
  71. «Портреты Федора Ивановича Шаляпина», журнал «Юный художник», 2008, №10
  72. «Отражение идей Ф.М. Достоевского в педагогической практике И.С. Глазунова», сборник материалов научной конференции, посвящённой 185-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского. Издание Московской государственной картинной галереи И.С. Глазунова, М., 2008
  73. «Прекрасное дерево», сборник материалов научно-практической конференции «Традиции народного творчества в искусстве России XVIII – нач. XX века», издание РАЖВиЗ, М., 2009
  74. «Из моего окна», вступительная статья к альбому «Ефим Павлович Жигора», М., 2009
  75. «Тетральный Кустодиев», журнал «Юный художник», 2010, №1
  76. «Лики эпохи» (О творчестве Елизаветы Гавриловой), газета «День литературы», апрель 2010
  77. «Деятельность Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова – продолжение высоких традиций русского реалистического искусства в XXI веке», сборник материалов научно-практической конференции «Илья Сергеевич Глазунов – художник и гражданин», издание РАЖВиЗ, М., 2010
  78. «Плёс Левитана», журнал «Юный художник», 2010, №11
  79. «“Мир искусства” Бориса Кустодиева», журнал «Юный художник», 2011, №1
  80. «Иван Иванович Шувалов – основоположник Московского Университета и Российской Академии художеств», сборник материалов научно-практической конференции «М.В. Ломоносов и Академия художеств», издание РАЖВиЗ, М., 2011
  81. «Акварельные стихи о Руси», журнал «Юный художник», 2011, №12
  82. «Иван Иванович Шувалов», журнал «Юный художник», 2012, №4
  83. «Пармиджанино», журнал «Юный художник», 2013, №1
  84. «Скульптурные портреты Кустодиева», журнал «Юный художник», 2013, №1
  85. «Очаровывающая мужественность Пармиджанино», журнал «Юный художник», 2014, №1
  86. «Автопортреты Пармиджанино и Рафаэля», журнал «Юный художник», 2014, №11
  87. «Очаровательная женственность», журнал «Юный художник», 2015, №6
  88. «“Времена года” Питера Брейгеля Старшего», журнал «Юный художник», 2016, №1

Опарина Татьяна Анатольевна

к.и.н., доц., проф. кафедры всеобщей истории искусств, декан факультета искусствоведения. Закончила Новосибирский государственный университет; научный руководитель – академик     Н.Н.  Покровский.


Читает курсы лекций:

Древнерусское искусство, агиография.


Опыт работы: работала зав. сектором научных исследований, методических разработок и публикаторской деятельности Научно-Исследовательского Отдела рукописей Российской Государственной библиотеки, начальником научного отдела Московского государственного объединенного музея-заповедника. (Коломенское-Измайлово-Лефортово-Люблино), зав. отделом редких книг ГПИБ России.

Автор трех монографий (одной в соавторстве) и более 100 научных статей.

Исследует проблему защиты иконопочитания и межконфессиональных отношений в русском обществе XVII в.


Избранные публикации:

  1. Опарина Т.А. Иван Наседка и полемическое богословие Киевской митрополии. Новосибирск, 1998.
  2. Опарина Т.А. Иноземцы в России XVI - XVII веков. Очерки исторической биографии и генеалогии. Кн. 1. М., 2007.
  3. Повседневная жизнь Коломенского дворца второй половины XVII века”, (в соавторстве с А.В.Топычкановым). М., 2010 г.
  4. Опарина Т.А Полемическое богословие в России первой половины XVII в. // Palaeoslavica, 2001, vol. IX, Cambridge (Mass), pp. 99 – 117.
  5. Опарина Т.А. Неизвестный указ о запрещении колдовства // Древняя Русь, 2002, № 6, с. 88-91.
  6. Опарина Т.А. Воссоздание Немецкой слободы и проблема перекрещивания иностранцев-христиан в России // Патриарх Никон и его время. М., 2004, с. 65-107.
  7. Опарина Т.А. Конфессиональные нормы принятия русского подданства шляхтичами-католиками Речи Посполитой (первая половина XVII в.) // Studia ofiarowane Profesorowi Juliuszowi Bardachowi w dziewikcdziesikciolecie urodzin. Warszawa, 2004, s. 149-167. ISBN 83-7206-109-2
  8. Опарина Т.А. Полковник Александр Лесли и Православие // Иноземцы в России XV - XVII. Материалы международной конференции. М., 2006, с.25-39.
  9. Опарина Т.А. Позиция Москвы к Брестской унии (первая половина XVII века) // Брестская уния (1596) в истории и историографии: Попытка подведения итога / Под ред. Иоганна Марте и Олега Турия. [Johann Marte, Oleh Turij (Hg.). Die Union von Brest (1596) in Geschichte und Geschichts¬schreibung: Versuch einer Zwischenbilanz.] Львов, 2008. с. 368- 424.
  10. Опарина Т.А. Греческий чин присоединения католиков к православной Церкви в сербских и украинско-белорусских памятниках и их влияние на русскую традицию // Вестник церковной истории. 2010. № 1-2(17-18). С. 215 – 226.
  11. Опарина Т.А. Выбор чина приема в православие западных христиан в период междупатриаршества (1612-1619) // Российская история. 2010, № 7. С. 119 - 137. 
  12. Опарина Т.А. Создание анафематизмов католикам и протестантам: проблема датировки и источников // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. N3(53), сентябрь 2013 г.Тезисы докладов участников VII международной конференции «Комплексный подход в изучении Древней Руси». С. 100-101.
  13. Опарина Т.А. (в соавторстве с О.Е.Кошелевой). Россия от Смутного времени до Петровских реформ // Всемирная история. Т. № 3 (Мир в раннее Новое время). М. 2013. С. 638-662.
  14. Опарина Т.А. От Царьграда до Мангазеи: сибирская ссылка для «освободителя» Константинополя. // Россия и Христианский Восток. Вып.IV - V. М. 2015. С. 228-246.
  15. Опарина Т.А. Миграция в Россию из Османской империи и ее вассальных государств в 10-х гг. XVII в. // Каптеревские чтения. Вып. 13. М., 2015. С. 83-88.
  16. Опарина Т.А. Специфика миграции «греков» в Россию в первой половине XVII в. // Русский мир в пространственно-временном контексте. Сборник материалов всероссийской научной конференции с международным участием. Барнаул. 2015. С. 144 - 157.

Скоробогачева Екатерина Александровна

Кандидат искусствоведения, член Союза писателей России, член Союза художников России (секция искусствоведения), член творческой комиссии Союза художников России, член-корреспондент Академии российской словесности. Автор 5 монографий, 2 очерков, более 100 статей в научных и научно-популярных изданиях.

В 1997 г. закончила Самарское художественное училище по специальности художник-педагог, в 2002 г. – Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова (РАЖВиЗ Ильи Глазунова, г. Москва), факультет искусствоведения, в 2005 г. – аспирантуру РАЖВиЗ Ильи Глазунова. С 2004 г. работала заведующим научно-экскурсионного отдела, с 2008 г. – главным специалистом Московской государственной картинной галерее народного художника СССР Ильи Глазунова. В 2006 г. защитила диссертацию в Европейской академии информатизации (по европейским стандартам). В 2012 г. состоялась персональная выставка (более 70 работ, живопись, графика) «Музыка пейзажа» в ЦУНБ имени Н. А. Некрасова (г. Москва). В 2015 г. читала курс лекций «История станковой картины» в Российской государственной специализированной академии искусств (РГСАИ, г. Москва).

В 2013 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения (на Ученом совете Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева, г. Саранск).

Материалы и результаты диссертации внедрены в практику при чтении лекционных курсов и проведении семинаров в РАЖВиЗ Ильи Глазунова (г. Москва), Российской государственной специализированной академии искусств (РГСАИ, г. Москва), ГБУК «Государственная картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова» (г. Москва), Центральной универсальной научной библиотеке имени Н. А. Некрасова (ЦУНБ имени Н. А. Некрасова, г. Москва), Российской государственной библиотеке искусств (РГБИ, г. Москва), Новом болгарском университете (г. София), при подготовке рецензий на дипломные работы факультетов живописи и скульптуры РАЖВиЗ Ильи Глазунова, на дипломные работы факультетов реставрации и истории искусства Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ, г. Москва), при участии в международных, всероссийских, региональных конференциях и симпозиумах, круглых столах Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (МГУ, г. Москва), Союза художников России (г. Москва), в коллоквиуме Литературного института имени А. М. Горького (г. Москва), в телеинтервью и телепередачах, при проведении экскурсионных и интерактивных образовательных программ в РАЖВиЗ Ильи Глазунова, Галерее Ильи Глазунова, ДМВ: филиале Государственной Третьяковской галереи (ГТГ, г. Москва), Музее купеческого и мещанского быта (г. Москва), Центральном выставочном зале (ЦВЗ) г. Москвы «Манеж», ЦВЗ г. Санкт-Петербурга «Манеж», Музее изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи (г. Саранск), Национальной художественной галерее (г. Йошкар-Ола), Государственном Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике (г. Владимир).

С 2002 г. по настоящее время работает заведующим музейного отдела РАЖВиЗ Ильи Глазунова. С 2007 г. преподает в должности доцента на кафедре всеобщей истории искусств РАЖВиЗ Ильи Глазунова.


Избранные труды:


Монографии:

  1. Скоробогачева Е. А. Искусство Русского Севера / Е. А. Скоробогачева. – М.: Белый город, 2008. – 302 с. 
  2. Скоробогачева Е. А. Михаил Врубель / Е. А. Скоробогачева. – М.: Арт-Родник, 2010. – 96 с. 
  3. Скоробогачева Е. А. Алексей Саврасов / Е. А. Скоробогачева. – М.: Арт-Родник, 2012. – 96 с. 
  4. Скоробогачева Е. А. Александр Афонин. Пятое время года / Е. А. Скоробогачева. – М.: Белый город, 2012. – 192 с. 
  5. Скоробогачева Е. А. Феномен старообрядчества в искусстве Русского Севера / Е. А. Скоробогачева. – Краснодар: Хорс, 2015. – 52 с. 

Статьи:

  1. Скоробогачева Е. А. Многокрасочная целостность русского национального искусства: образ Святителя Николая Чудотворца в Северной Руси / Е. А. Скоробогачева // Общество. Среда. Развитие. – СПб., 2014. – № 5. – С. 37-49.
  2. Скоробогачева Е. А. Символика образов древа и птицы в искусстве Русского Севера. К проблеме отражения космологических представлений в культуре / Е. А. Скоробогачева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов, 2014. – № 5, часть 3. – С. 179-184.
  3. Скоробогачева Е. А. Личность и учение св. Сергия Радонежского в духовном пространстве Русского Севера / Е. А. Скоробогачева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов, 2014. – № 9, часть 1. – С. 161-166.
  4. Скоробогачева Е. А. Храм Спаса Нерукотворного в Абрамцеве. К вопросу интерпретации традиций северо-западной Руси и Русского Севера / Е. А. Скоробогачева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов, 2015. – № 1, часть 2. – С. 171-177.
  5. Скоробогачева Е. А. Специфика архитектуры Троицкого храма близ Переславля-Залесского: к вопросу детерминирования хронотопа «Русский Север» / Е. А. Скоробогачева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов, 2015. – № 2, часть. 2. – С. 180-184.
  6. Скоробогачева Е. А. Синергизм духовного пространства Русского Севера в формировании личности и философии искусства М.В. Нестерова / Е. А. Скоробогачева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов, 2015. – № 5, часть 1. – С. 181-185.
  7. Скоробогачева Е. А. Русское народное искусство как форма национального религиозного сознания. Рецензия на книгу М. А. Некрасовой «Народное искусство. Русская традиционнаякультура и православие.XVIII – XXI вв.» / Е. А. Скоробогачева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов, 2015. – № 8, часть 1. – С. 170-176.
  8. Скоробогачева Е. А. Мотивы Русского Севера в творчестве К. А. Коровина: эволюция художественного языка / Е. А. Скоробогачева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов,  2015. – № 8, часть 3. – С. 168-172.
  9. Скоробогачева Е. А. Процветший Крест в искусстве Русского Севера и Урала. Генезис, эволюция, духовная сущность образа / Е. А. Скоробогачева // Проблемы современной науки и образования. – Иваново, 2015. – № 8. – С. 133-139.
  10. Скоробогачева Е. А. Искусство Выговской пустыни. К вопросу детерминирования феномена старообрядчества в культуре Русского Севера / Е. А. Скоробогачева // Культура и искусство. – М., 2016. – № 1. – С. 74-82.

Иностранные языки

Английский, немецкий, итальянский.

Степанова Светлана Степановна

Доктор искусствоведения, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи, профессор кафедры всеобщей истории искусств РАЖВиЗ Ильи Глазунова.

Специалист в области истории и теории русского искусства­, исследователь русской живописи XVIII–XIX вв., автор целого ряда музейных атрибуций.

Научный редактор и один из авторов тома «Живопись первой половины XIX века» академического каталога Третьяковской галереи (М., 2005). Постоянный участник научных конференций.

Куратор выставок и автор-составитель каталогов «Святая Земля в русском искусстве» (2001), «Третьяковская галерея открывает свои фонды. Крестьянский мир в русской живописи XIX – начала XX века»» (2007), «Магия тела» (2014), «Павел Федотов. Театр жизни. К 200-летию художника» (2015).

Автор монографий: «Московское училище живописи и ваяния: Годы становления» (СПб., 2005); «Кузьма Петров-Водкин» (М., 2006); «Виктор Васнецов» (М., 2008); «Русская живопись эпохи Карла Брюллова и Александра Иванова. Личность и художественный процесс» (СПб., 2011); «Александр Иванов» (М., 2012);

Автор более ста научных и научно-популярных статей в журналах «Искусствознание», «Мир музея», «Русское искусство», «Третьяковская галерея», «Наука и религия» и других изданиях.

Научные интересы лежат в сфере проблематики традиций и преемственности, в области изучения истоков и процессов формирования художественного сознания;

Научные цели – в познании составляющих элементов и тектонических сил, созидающих ландшафт отечественной художественной культуры; в изучении личностных факторов в общих культурных процессах и разработке категорий сакрального в светском искусстве.

Создатель и ведущий авторского цикла лекций-концертов «Отечество земное и небесное» (2011–2014 гг.).

Научный руководитель дипломников и аспирантов, рецензент.