КАФЕДРА РЕСТАВРАЦИИ СТАНКОВОЙ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ
На кафедре реставрации станковой масляной живописи сегодня обучается 43 студента. Ежегодно кафедра выпускает 4-6 художников-реставраторов станковой масляной живописи.
С первого курса будущие реставраторы, наряду с общеобразовательными гуманитарными и творческими дисциплинами, шаг за шагом постигают науку реставрации. Но только тот, кто обладает чувством ответственности в совокупности с глубокими теоретическими и практическими навыками может стать реставратором. На протяжении шести лет обучения студенты овладевают знаниями по консервации и реставрации станковой масляной живописи, реставрируя картины из различных музеев. Наряду с реставрационной деятельностью студенты поводят серьезные технологические, искусствоведческие и атрибуционные исследования картин.
- Кафедра активно сотрудничает в области реставрации с музеями:
- Государственным историческим музеем (Москва)
- Государственной Третьяковской галереей (Москва)
- Государственным музеем А.С.Пушкина (Москва)
- Государственным Литературным музеем (Москва)
- Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО» (Москва)
- ОГБУК «Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»
- Государственным музеем-заповедником «Ростовский кремль» (Ростов)
- Мордовским республиканским художественным музеем им. Эрьзи (Саранск)
- Государственным музеем –заповедником Кусково (Москва)
- Саратовским Государственным художественным музеем имени А.Н. Радищева (Саратов)
- Городецким краеведческим музеем
Дисциплины по специализации «реставрация произведений станковой масляной живописи: :
- Введение в специальность – 1 курс
- Реставрация станковой масляной живописи – 1-5 курс
- Реставрационная документация – 3 курс
- Атрибуция и экспертиза произведений станковой масляной живописи – 5 курс
- История и теория реставрации станковой масляной живописи – 5 курс
Творческие дисциплины:
- Копирование произведений станковой масляной живописи - 1-5 курс
- Станковая масляная живопись 1-4 курс
- Академический рисунок 1-4 курс
- Анатомический рисунок 1-4 курс
- Вечерний рисунок 1-4 курс
Технико-технологические дисциплины
- Техника живописи и технология живописных материалов - 1-2 курс
- Спецхимия – 3 курс
- Спецбиология – 3 курс
- Техника монументальной живописи - 4 курс
- Физико-химическкие методы исследования - 5 курс
- Климатология - 5 курс
Специальные дисциплины преподают:
Иванова Екатерина Юрьевна – профессор, кафедры реставрации станковой масляной живописи факультета реставрации живописи, кандидат искусствоведения ВАК, художник-реставратор высшей квалификации.
Преподаваемые дисциплины:
«Атрибуция произведений станковой масляной живописи», «Научная реставрация произведений живописи».
Чаплыгина Наталия Тимофеевна – доцент, доцент, заведующая кафедрой реставрации станковой масляной живописи факультета реставрации живописи, художник-реставратор произведений станковой масляной живописи.
Преподаваемые дисциплины: «Методика реставрации станковой масляной живописи», «История и теория реставрации произведений станковой масляной живописи», «Реставрация и консервация произведений живописи».
Березин Алексей Владимирович – доцент, доцент кафедры реставрации станковой масляной живописи факультета реставрации живописи, художник-реставратор станковой масляной живописи, член международного совета по сохранению памятников ICOMOS.
Преподаваемые дисциплины: «Методика реставрации станковой масляной живописи», «Введение в специальность».
Крылова Ирина Валерьевна – доцент кафедры реставрации станковой масляной живописи факультета реставрации живописи, художник-реставратор произведений живописи первой квалификационной категории.
Преподаваемые дисциплины: «Методика реставрации станковой масляной живописи», «Реставрационная документация».
Потапов Сергей Александрович - доцент кафедры реставрации станковой масляной живописи факультета реставрации живописи, художник-реставратор произведений живописи.
Преподаваемые дисциплины: «Введение в специальность», «Спецфото», «Методика реставрации станковой масляной живописи».
Бринцева Анастасия Андреевна -доцент кафедры реставрации станковой масляной живописи факультета реставрации живописи, художник-реставратор произведений живописи, кандидат искусствоведения ВАК.
Преподаваемые дисциплины: «Введение в специальность», «Методика реставрации станковой масляной живописи».
Лукьянова Татьяна Анатольевна -профессор, кафедра технико-технологических исследований факультета реставрации живописи, инженер-технолог первой категории. Преподаваемые дисциплины: «Техника живописи и технология живописных материалов», «Спецхимия».
Кукс Юрий Михайлович -профессор, кафедра технико-технологических исследований факультета реставрации живописи, инженер-технолог первой категории.
Преподаваемые дисциплины: «Спецбиология», «Техника монументальной живописи», «Физико-химические методы исследования живописи», «Климатология», «Техника профессиональной безопасности».
Творческие дисциплины преподают преподаватели:
Зубцов Сергей Владимирович – доцент, преподает дисциплины «Станковая масляная живопись» «Академический рисунок», «Анатомический рисунок», «Вечерний рисунок».
Кротов Юрий Николаевич – доцент, преподает дисциплины «Станковая масляная живопись», «Академический рисунок», «Анатомический рисунок», «Вечерний рисунок».
Наскалов Игорь Иванович – профессор, преподает дисциплины «Станковая масляная живопись», «Копирование произведений живописи».
Арсенюк Юрий Михайлович – профессор, преподает дисциплину «Копирование произведений живописи».
Процесс обучения.
Первый – третий курс.
На первом курсе студенты знакомятся с историей реставрации, с основами реставрации станковой масляной живописи. Под руководством преподавателей изучают и отрабатывают на образцах приемы практической реставрации: восполнение утрат основы, устранению деформаций холста, нанесению профилактической заклейки, местному укреплению красочного слоя, правилам закрепления картины на рабочем подрамнике, работе с оборотом картины, дублированию кромок. изучаются методы физико-химических исследований, фотофиксация в УФЛ и ИКЛ.
На втором курсе студенты начинают изучать различные способы укрепления красочного слоя, в том числе с укладкой жесткого кракелюра красочного слоя и грунта, устранение прорывов холста, дублирование картин, написанных на холстах и на картоне. Начинаются работы по удаление стойких поверхностных загрязнений, подведению реставрационного грунта в местах утрат, акварельным тонировкам.
По завершению второго курса студенты выбирают специализацию и распределяются по кафедрам реставрации станковой масляной или темперной живописи.
На третьем курсе кроме дальнейшего совершенствования навыков практической реставрации, начинается изучение процесса регенерации лакового покрытия, студенты учатся выполнять пробные работы по удалению стойких поверхностных загрязнений, регенерации лака. Выполняют живописные восстановления средней сложности.
Подробно изучаются правила ведения реставрационной документации, заполнение реставрационного паспорта в соответствии с музейными требованиями, выполнение поэтапной фотофиксации реставрационного процесса.
На летнюю практику студенты факультета выезжают в Санкт-Петербург (1 курс, ознакомительная музейная практика), пленэр по Подмосковью и проходят реставрационную практику в региональных музеях и музеях Москвы.
Четвертый курс. Малый диплом.
На четвертом курсе студенты выполняют малый диплом, для которого выбираются картины из музеев. Малая дипломная работа включает в себя все реставрационные процессы, которые освоили студенты за 3 предыдущих года обучения.
На защите Малого диплома работы студент представляет отреставрированную в соответствии с реставрационным заданием картину, реставрационную документацию с поэтапной фотофиксацией всех процессов, реферат по исследованию технико-технологической структуры картины, выбору методики реставрации и истории бытования памятника.. Защита малого диплома происходит в конце летней практики, в июле.
Пятый курс.
Пятый курс является преддипломным, на котором выполняются сложные реставрационные работы по консервации и реставрации памятников живописи, изучаются методики по утончению и выравниванию лакового покрытия, удалению надлаковых записей, ставятся задачи по сложному живописному восстановлению и реконструкции утраченных фрагментов.
Шестой курс. Диплом.
После сдачи государственных экзаменов дипломники на реставрационном совете получают реставрационное задание и допуск к работе над дипломной картиной. Дипломная картина из музеев выбирается с учетом наличия сложных реставрационных процессов.
На дипломной работе студенты должны продемонстрировать приобретенные реставрационные навыки, проводить физико-химические исследования, умение выбирать способы и методы реставрации, проводить исторические и атрибутивные изыскания, составлять реставрационную документацию в соответствии с музейными требованиями.
ФОТО
![]() |
Назад, в раздел Факультеты | ![]() |
![]() |