КАФЕДРА РЕСТАВРАЦИИ СТАНКОВОЙ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ
На кафедре реставрации станковой масляной живописи сегодня обучается 43 студента. Ежегодно кафедра выпускает 4-6 художников-реставраторов станковой масляной живописи.
С первого курса будущие реставраторы, наряду с общеобразовательными гуманитарными и творческими дисциплинами, шаг за шагом постигают науку реставрации. Но только тот, кто обладает чувством ответственности в совокупности с глубокими теоретическими и практическими навыками может стать реставратором. На протяжении шести лет обучения студенты овладевают знаниями по консервации и реставрации станковой масляной живописи, реставрируя картины из различных музеев. Наряду с реставрационной деятельностью студенты поводят серьезные технологические, искусствоведческие и атрибуционные исследования картин.
- Кафедра активно сотрудничает в области реставрации с музеями:
- Государственным музеем А.С.Пушкина (Москва)
- Государственным Литературным музеем (Москва)
- Государственным музеем –заповедником Кусково (Москва)
- Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО» (Москва)
- Саратовским Государственным художественным музеем имени А.Н. Радищева (Саратов)
- Мордовским республиканским художественным музеем им. Эрьзи (Саранск)
- Городецким краеведческим музеем
- Козьмодемьянским культурно-историческим музейным комплексом.
Дисциплины,
преподаваемые на кафедре реставрации станковой масляной живописи:
- Введение в специальность – 1 курс
- Реставрация станковой масляной живописи – 1-5 курс
- Реставрационная документация – 3 курс
- Атрибуция и экспертиза произведений станковой масляной живописи – 5 курс
А также творческие дисциплины:
- Копирование произведений станковой масляной живописи - 1-5 курс
- Станковая масляная живопись 1-4 курс
- Академический рисунок 1-4 курс
- Анатомический рисунок 1-4 курс
- Вечерний рисунок 1-4 курс
Преподаватели кафедры:
Иванова Екатерина Юрьевна – профессор, заведующая кафедрой реставрации станковой масляной живописи факультета реставрации живописи, доцент реставрации и технологии живописи, художник-реставратор высшей квалификации.
Преподаваемые дисциплины «Атрибуция произведений станковой масляной живописи», «Введение в специальность», «дисциплины «Реставрация станковой масляной живописи»
Березин Алексей Владимирович – доцент, преподает дисциплины «Реставрация станковой масляной живописи»
Крылова Ирина Валерьевна – старший преподаватель дисциплины «Реставрация станковой масляной живописи»
Потапов Сергей Александрович - старший преподаватель дисциплин «Реставрации станковой масляной живописи», «Копирование произведений станковой масляной живописи»
Творческие дисциплины преподают преподаватели:
Зубцов Сергей Владимирович – доцент, преподает дисциплины «Станковая масляная живопись» «Академический рисунок»
Горбунов Константин Юрьевич – доцент, преподает дисциплины «Вечерний рисунок», «Академический рисунок»
Процесс обучения.
Первый – третий курс.
На первом курсе студенты знакомятся с историей реставрации, с основами реставрации станковой масляной живописи. На первом курсе студенты под руководством преподавателей выполняют учебные работы по нанесению профилактической заклейки, местному укреплению красочного слоя, правилам закрепления картины на рабочем подрамнике, работе с оборотом картины, дублированию кромок.
На втором курсе студенты начинают изучать различные способы укрепления красочного слоя, в том числе с укладкой жесткого кракелюра красочного слоя, устранение прорывов холста, дублирование картин, написанных на холстах и на картоне. Начинаются работы по удаление стойких поверхностных загрязнений, подведению реставрационного грунта в местах утрат, акварельным тонировкам. Рассматриваются вопросы по регенерации лакового покрытия.
Третий курс является решающим для студентов в вопросе выбора специализации. По завершению третьего курса происходит распределение студентов по кафедрам: реставрации масляной или темперной живописи.
На третьем курсе по реставрации студенты учатся выполнять пробные работы по удалению или регенерации лакового покрытия, знакомятся с правилами удаления надлаковых записей. Выполняют живописные восстановления средней сложности.
На летнюю практику студенты факультета выезжают в Санкт-Петербург, пленэр по Подмосковью и проходят реставрационную практику в региональных музеях и музеях Москвы.
Четвертый курс. Малый диплом.
На четвертом курсе студенты выполняют малый диплом, для которого выбираются картины из музеев. Малая дипломная работа включает в себя все реставрационные процессы, которые освоили студенты за 3 предыдущих года обучения, проводится фотофиксация и заполняется реставрационный паспорт. Защита малого диплома происходит в конце летней практики, в июле.
Пятый курс.
Пятый курс является преддипломным, на котором выполняются сложные реставрационные работы по удалению межлаковых записей, изучаются методы физико-химических исследований, фотофиксация в УФЛ и ИКЛ, ставятся задачи по сложному живописному восстановлению и реконструкции утраченных фрагментов.
Шестой курс. Диплом.
После сдачи государственных экзаменов дипломники на реставрационном совете получают реставрационное задание и допуск к работе над дипломной картиной. Дипломная картина из музеев выбирается с учетом наличия сложных реставрационных процессов.
На дипломной работе студенты должны продемонстрировать приобретенные реставрационные навыки, умение выбирать способы и методы реставрации, проводить исторические и атрибутивные изыскания, проводить физико-химические исследования.
ФОТО
Назад, в раздел Факультеты | ||