КАФЕДРА РЕСТАВРАЦИИ ТЕМПЕРНОЙ ЖИВОПИСИ
Кафедра реставрации темперной живописи - одна из трех существующих на факультете, здесь молодые специалисты приобретают теоретические знания и практические навыки необходимые для проведения реставрации памятников русской иконописи.
Долгие годы кафедру реставрации темперной живописи возглавлял Виктор Васильевич Филатов, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, реставратор высшей категории, кандидат искусствоведения, автор фундаментальных учебников по реставрации станковой темперной и монументальной живописи и многочисленных статей по древнерусскому искусству. Сейчас на кафедре преподают его ученики: Прозова Анна Борисовна, Бережная Марина Сергеевна, Старцев Антон Владимирович, Мигель Вадим Михайлович.
За время существования кафедры в стенах академии было отреставрировано множество памятников из ведущих музеев РФ, таких как:
- Центральный Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва,
- Государственный исторический музей,
- Переславль-Залесский музей заповедник,
- Костромской музей-заповедник,
- Государственный музей заповедник «Ростовский кремль», и многие другие.
Наряду с реставрационной деятельностью студенты проводят серьезные технологические и искусствоведческие исследования, регулярно принимают участие в научно-практических конференциях. занимают первые и призовые места на всероссийских и международных реставрационных конкурсах. Так же большое внимание на кафедре уделяется копированию произведений древнерусской живописи, студенты занимаются написанием икон с образцов XII-XIX веков c оригиналов из музейных собраний. Копии икон выполняются в классической технике желтковой темперы, студенты самостоятельно подготавливают доски и краски на основе яичного желтка и минеральных и органических пигментов. Занятия по копированию проводятся так же в Музее древнерусского искусства и культуры им. А. Рублева (г. Москва), ОГБУК «Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник», Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль» (г. Ростов),Переславль-Залесским историко-архитектурным и художественным музее-заповеднике (г. Переславль-Залесский).
Дисциплины, преподаваемые на кафедре реставрации темперной живописи:
Специальные дисциплины:
- Введение в специальность – 1 курс
- Реставрация темперной живописи – 1-5 курс
- Реставрационная документация – 1-3 курс
- Копирование произведений темперной живописи – 1-5 курс
- Иконография – 3 курс
- Атрибуция и экспертиза произведений темперной живописи – 5 курс
- Теория и история реставрации темперной живописи – 5 курс
Творческие дисциплины:
- Копирование произведений станковой масляной живописи - 1-5 курс
- Станковая масляная живопись 1-4 курс
- Академический рисунок 1-4 курс
- Анатомический рисунок 1-4 курс
- Вечерний рисунок 1-4 курс
Технико-технологические дисциплины
- Техника живописи и технология живописных материалов - 1-2 курс
- Спецхимия – 3 курс
- Спецбиология – 3 курс
- Техника монументальной живописи - 4 курс
- Физико-химическкие методы исследования - 5 курс
- Климатология - 5 курс
Специальные дисциплины преподают:
Прозова Анна Борисовна –доцент, заведующая кафедрой реставрации темперной живописи факультета реставрации живописи, художник-реставратор произведений темперной живописи,
Преподаваемые дисциплины – «Методика реставрации темперной живописи», «Реставрационная документация», «Научная реставрация произведений живописи».
Бережная Марина Сергеевна – профессор кафедры реставрации темперной живописи факультета реставрации живописи, ученое звание доцент. Художник-реставратор третьей реставрационной квалификации. Преподает дисциплины «Методика реставрации темперной живописи», «Копирование произведений темперной живописи».
Прикладовский Кирилл Вадимович – преподаватель кафедры реставрации темперной живописи факультета реставрации живописи . Художник-реставратор третьей реставрационной квалификации. Преподает дисциплины: «Введение в специальность», «Методика реставрации темперной живописи».
Замякина Сюзанна Юрьевна – преподаватель кафедры реставрации темперной живописи факультета реставрации живописи. Художник-реставратор третьей реставрационной квалификации. Преподает дисциплины: «Введение в специальность», «Методика реставрации темперной живописи».
Старцев Антон Владимирович – доцент кафедры реставрации темперной живописи факультета реставрации живописи, преподаватель дисциплины «Копирование произведений темперной живописи».
Мигель Вадим Михайлович – доцент, преподает дисциплину «Копирование произведений темперной живописи»
Кочетков Игорь Александрович – профессор кафедры реставрации темперной живописи, кандидат искусствоведения ВАК. Преподает дисциплины «Атрибуция и экспертиза произведений темперной живописи», «История и теория реставрации темперной живописи».
Лукьянова Татьяна Анатольевна – профессор, кафедра технико-технологических исследований факультета реставрации живописи, инженер-технолог первой категории. Преподает дисциплины «Техника живописи и технология живописных материалов», «Спецхимия».
Кукс Юрий Михайлович – профессор, кафедра технико-технологических исследований факультета реставрации живописи, инженер-технолог первой категории. Преподает дисциплины «Спецбиология», «Техника монументальной живописи», «Физико-химические методы исследования живописи», «Климатология», «Техника профессиональной безопасности».
Творческие дисциплины преподают:
Зубцов Сергей Владимирович –доцент, преподает дисциплины «Станковая масляная живопись» «Академический рисунок», «Анатомический рисунок», «Вечерний рисунок».
Кротов Юрий Николаевич – доцент, преподает дисциплины «Станковая масляная живопись», «Академический рисунок», «Анатомический рисунок», «Вечерний рисунок».
Наскалов Игорь Иванович – профессор, преподает дисциплины «Станковая масляная живопись», «Копирование произведений живописи».
Арсенюк Юрий Михайлович – профессор, кафедра технико-технологических исследований факультета реставрации живописи, инженер-технолог первой категории. Преподает дисциплины «Спецбиология», «Техника монументальной живописи», «Физико-химические методы исследования живописи», «Климатология», «Техника профессиональной безопасности».
Процесс обучения:
Первый курс.
На первом курсе в первом семестре студенты изучают краткий лекционный теоретический курс «Введение в специальность» - основное содержание реставрационного дела, его зарождение в России, подготовка мастеров-реставраторов с 18 века и по настоящее время, этические проблемы реставрации. Со второго семестра под руководством преподавателей начинают практические занятия по нанесению профилактической заклейки, местному укреплению красочного слоя и левкаса, удалению поверхностных загрязнений с лицевой и тыльной стороны иконы.
Одновременно с реставрацией с первого курса начинаются занятия по копированию темперной живописи. Изучается технология темперной живописи, студенты готовят и наносят левкас, краски на основе яичного желтка и сухих минеральных пигментов.
К концу года студенты под руководством профессора Соколова И.Я. выполняют по одной небольшой копии с икон.
Второй курс.
На втором курсе студенты учатся работать с деревянной основой иконы. С третьего семестра изучаются подходы к выбору метода удаления прочных поверхностных загрязнений, укреплению левкаса и красочного слоя, подведению реставрационного левкаса.
Продолжаются занятия по копированию икон, изучаются стадии написания более сложных икон.
По завершению второго года обучения студенты выбирают специализацию и распределяются по кафедрам реставрации произведений темперной или станковой масляной живописи.
Третий курс.
На третьем курсе закрепляются знания и практические навыки предыдущих курсов и продолжаются практические работы по реставрации икон, студенты обучаются раскрытию икон от записей и потемневшей олифной пленки. За год студенты должны отреставрировать по две иконы средней сложности.
Четвертый курс . Малый диплом.
На четвертом курсе на кафедре реставрации темперной живописи занимаются студенты, выбравшие данную специализацию. На малом дипломе реставрируется музейная икона, выполненная в технике желтковой темперы на доске и имеющая разрушения доски, левкаса, красочного слоя, а также потемневший слой олифы или масляного лака и частичные записи. Составляется краткая справка по иконографии изображений и реставрационный паспорт.
Пятый курс.
На пятом курсе проводятся работы по удалению записей, выполненных по авторской поверхности, реконструкции утраченных фрагментов живописи в условной манере и в манере первоначальной живописи.
Шестой курс. Диплом.
После сдачи государственных экзаменов дипломники на реставрационном совете получают реставрационное задание и допуск к работе над дипломной иконой.
На дипломной работе студенты должны продемонстрировать приобретенные реставрационные навыки. Умение выбирать способы и методы реставрации, проводить исторические и атрибутивные изыскания, проводить физико-химические исследования.
В качестве дипломной работы реставрируется музейная икона со сложными разрушениями доски, левкаса и красочного слоя, с большим количеством утрат, с записями, потемневшим защитным покрытием. Составляется справка по иконографии изображений и реставрационный паспорт с подробным описанием реставрационных процессов и проведенных физико-химических исследований.
В состав дипломных работ по кафедре реставрации темперной живописи также входит написание копий с икон или создание творческих работ:
Копии икон, выполненные под руководством профессора кафедры реставрации темперной живописи РАЖВиЗ Бережной М.С., доцентов кафедры реставрации темперной живописи Старцева А.В., высоко отмечены Государственной Экзаменационной комиссией.
ФОТО
![]() |
Назад, в раздел Факультеты | ![]() |
![]() |