Мастерская портрета
Портрет – один из самых сложных жанров живописи, наивысшее её достижение, основа любой серьезной картины.
Возникший в глубокой древности (самые ранние среди дошедших до нас – фаюмские портреты датируются II тыс. до н.э.), жанр портрета – бесценная сокровищница, в которой каждая единица хранения – подлинный документ истории. Что как ни портретное искусство свидетельствует об извечном желании человека – запечатлеть свой образ для потомков, пытаясь противостоять тем самым безудержному ходу времени. Кто как ни художники в стремлении осмыслить историю через лица и образы конкретных людей неустанно обогащали портретную живопись новыми идеями.
Человек как «мера всех вещей» в эпоху Ренессанса – это преисполненные чувством личной свободы и душевной гармонии герои Леонардо да Винчи, Тициана, Тинторетто. Портреты Рембранта отмечены величайшей любовью к человеку, постижением сокровенных глубин его духовной жизни. Шедевры испанца Веласкеса, фламандцев Рубенса и Ван Дейка; в XVIII веке – произведения корифеев отечественного портрета романтиков Рокотова, Боровиковского, Левицкого; еще столетие спустя – наполненные духовными исканиями образы, созданные гениями русского портрета XIX века передвижниками Репиным и Крамским, – все эти и многие другие полотна, несмотря на идейные различия, национальные особенности, логично выстраиваются в единую, общечеловеческой значимости портретную галерею. Путешествовать по ней, переходя от «Ипполито Медичи» Тициана к «Автопортрету» Рубенса, от «Портрета Лопухиной» Боровиковского к «Портрету А.С.Пушкина» Кипренского, от «Девочки с персиками» Серова к «Портрету И.П.Павлова» Нестерова означает не просто вглядываться в полные достоинства, красивые лица, но делать более яркими, персонифицированными свои представления о жизни минувших эпох. Именно в этот момент история приоткрывает нам свой плотный занавес.
Главным, что объединяет все эти шедевры живописи, является искусство высокого реализма – этот незыблемый на все времена канон для истинного художника, который не дерзает противопоставлять себя Творцу, но желает славить своей кистью созданный им прекрасный мир.
Высоко поднял знамя искусства реализма профессор И.С.Глазунов, открывший в 1978 году в Суриковском институте мастерскую портрета, которая сразу зарекомендовала себя школой воспитания подлинных профессионалов. Увидеть своими глазами «Венеру Урбинскую» в галерее Уффици, «Сдачу Бреды» в в музее Прадо – все это стало реальностью для студентов мастерской Глазунова. Поездки в Мадрид, Рим, Венецию – это не только возможность, разглядывая бесценные полотна, постичь секреты мастерства, коими ведали великие, это еще и культурный багаж, столь необходимый будущему художнику.
Те же самые педагогические принципы образовали фундамент Российской академии ваяния и зодчества, созданной Народным художником СССР Глазуновым И.С. в 1987 году.
Одной из ведущих в академии является портретная мастерская, куда студенты поступают по окончании 3 курса. Здесь они изучают образцы классического портрета. Понимание того. Что сила его воздействия – в сочетании виртуозного рисунка, первоклассной живописи и, непременного для художника, таланта психолога – залог верного движения начинающего живописца в сложном и интересном пространстве искусства портретирования.
Руководитель мастерской: Слепушкин Дмитрий Анатольевич, профессор кафедры живописи, Заслуженный художник РФ.
Мастерская портрета. Академический рисунок
Мастерская портрета. Живопись
Назад, в раздел Факультеты | ||