Кафедра «Основы гражданственности»: Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова

АРХИВ НОВОСТЕЙ

Кафедра всеобщей истории искусств проводит набор в магистратуру

Конкурс на замещение должностей научно-педагогических работников Академии в 2015 году

Информация:

Анкета

Добор на подготовительные курсы факультета живописи!

28.03.2015 в 12-00 в холле Академии по адресу ул. Мясницкая д. 21 состоится просмотр работ для поступления на подготовительные курсы факультета живописи (период обучения апрель-июнь 2015 г.)

Живопись, рисунок, композиция.

Занятия по субботам и воскресеньям с 10-45 до 15-30.

Справки по тел. (495) 624 9194, (495) 621 8721.

Выставка "Ступени Мастерства"

Выставка «Ступени Мастерства»

17 июня - 6 июля

г. Москва

Манеж

Выставка «Ступени Мастерства»

С 17 июня по 6 июля 2014 года в Центральном выставочном зале «Манеж» города Москвы проходит выставка «Ступени мастерства».

Выставка представляет разнообразие творческих профессий, получаемых студентами на факультетах академии: живописи, реставрации живописи, скульптуры, архитектуры и искусствоведения. Для участия в выставке отобраны лучшие студенческие работы. От начального этапа (1 курс) до завершающей дипломной работы (6 курс) из собрания Музея Академии. Это позволяет показать последовательность накопления художественного мастерства в рамках академической школы. Целью выставки является демонстрация возможностей школы Высокого реализма как универсального метода решения современных художественных задач.

Профессиональное академическое образование, полученное в стенах Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, дает возможность справиться с самыми сложными задачами и реализовать любые творческие проекты. Примером служат работы студентов и выпускников Академии, удостоенные государственных и общественных наград. Выпускники Академии являются лауреатами различных конкурсов, членами творческих союзов, заслуженными художниками России, членами-корреспондентами РАХ, профессорами, докторами наук. Их творческая и педагогическая деятельность направлена на возрождение и процветание Отечественного искусства.

Открытие выставки"Ступени мастерства"в Нижнем Новгороде


28 февраля 2014 года в Нижегородском государственном выставочном комплексе открылась выставка «Ступени мастерства», посвященная 25-летию основания Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Среди приглашенных гостей были министр культуры Нижегородской области Сергей Горин, директор департамента культуры Лариса Моторина, председатель правления Нижегородского областного отделения Союза художников России Владимир Величко, профессоры Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова Игорь Лапин, Владимир Штейн, Станислав Москвитин, Николай Смирнов, директор Нижегородского государственного театра оперы и балета им. А.С. Пушкина Анна Ермакова, главный художник театра оперы и балета Евгений Спекторов.

В экспозиции представлены более 220 работ — живопись, графика, скульптуры и чертежи студентов академии.


ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ


1 июня (воскресенье) 2014 года Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова приглашает всех желающих на ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ с 11. 00 до 16.00.

по адресам: ул. Мясницкая д. 21;
                    Камергерский пер., д.2.

В 14.00 состоится встреча профессорско-преподавательсого состава с абитуриентами в Конференц-зале академии на 3 этаже.

2-ОЕ МЕСТО КОНКУРСА НА ПРОЕКТ ПАМЯТНИКА ПАВШИМ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

В Москве с июня по сентябрь проходил Всероссийский конкурс на лучший проект памятника «Российским героям и воинам, павшим в годы Первой Мировой войны». Среди участников конкурса, вышедших в финал, оказались пять проектов выпускников и преподавателей нашей Академии.

Второе место занял проект, авторами которого, являются:

- Заслуженный художник России, член-корреспондент РАХ, Проректор по учебной работе Н.П. Сидоров;

- Заслуженный художник России, декан факультета скульптуры К.В. Зубрилин.

Благодарность за активное участие в подготовке проекта студенту 3 курса факультета скульптуры Анатолию Попову и студентке 2 курса факультета искусствоведения Маргарите Лихомановой.

ПРОЕКТ ПАМЯТНИКА ПАВШИМ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

ОТКРЫТИЕ ПАМЯТНИКА ПАТРИАРХУ ГЕРМОГЕНУ


25 мая в 12.00 в Александровском саду состоялось открытие памятника Патриарху Гермогену. Над памятником работал творческий коллектив студентов и преподавателей академии:

Руководители:

  • Щербаков Салават Александрович - Народный художник РФ, Зав.кафедрой скульптуры
  • Сидоров Николай Павлович - Заслуженный художник РФ, Проректор по учебной работе
  • Зубрилин Константин Владимирович - Заслуженный художник РФ, Декан факультета скульптуры

Студенты факультета скульптуры:

  • Гимальдинова Дания - 4 КУРС
  • Николаев Николай - 4 КУРС
  • Коваленко Екатерина - 4 КУРС
  • Роткова Юлия - 5 КУРС
  • Салычева Маргарита - 6 КУРС
  • Убасев Владимир - 6 КУРС

Открытие памятника Патриарху Гермогену

Открытие памятника Патриарху Гермогену

Открытие памятника Патриарху Гермогену

Выставка «Ступени мастерства»

«Ступени мастерства » в Центральном выставочном зале «Манеж»

(С.-Петербург)


С 1 марта по 3 апреля 2013 года в Центральном Выставочном зале «Манеж» г. Санкт-Петербурга проходила выставка «Ступени мастерства», посвященная 25-летию основания Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.


Выставка демонстрирует разнообразие творческих профессий, получаемых студентами на факультетах Академии: живописи, реставрации живописи, скульптуры, архитектуры и искусствоведения. На выставке представлены лучшие студенческие работы с первого по шестой курс из собрания музея Академии.

Академия, сохраняя великие традиции отечественного и европейского искусства, изучая и отражая историю и современность, является одной из лучших мировых художественных школ.

Профессиональное академическое образование, полученное в стенах Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, дает возможность справиться с самыми сложными задачами и реализовать любые творческие проекты. Примером служат работы студентов и выпускников Академии, удостоенные государственных и общественных наград. Выпускники Академии являются лауреатами всевозможных конкурсов, членами творческих союзов, заслуженными художниками России, членами-корреспондентами РАХ, профессорами и кандидатами наук. Их творческая и педагогическая деятельность направлена на возрождение и процветание Отечественного искусства нашей многонациональной Родины.


Пресс-конференция перед открытием выставки:

Пресс-конференция перед открытием выставки


Пресс-конференция перед открытием выставки


Пресс-конференция перед открытием выставки


Открытие выставки ректором И.С. Глазуновым:

Открытие выставки ректором И.С. Глазуновым


Открытие выставки ректором И.С. Глазуновым


И.С. Глазунов и Г.С. Полтавченко:

Открытие выставки ректором И.С. Глазуновым





Экспозиция факультета живописи:

Экспозиция факультета живописи


Экспозиция факультета живописи


Экспозиция факультета живописи


Экспозиция факультета живописи


Экспозиция факультета живописи


Экспозиция факультета реставрации живописи:

Экспозиция факультета реставрации живописи


Экспозиция факультета реставрации живописи


Экспозиция факультета архитектуры:

Экспозиция факультета архитектуры


Экспозиция факультета архитектуры




Использованы материалы сайта www.Museum.ru

Победа в конкурсе! Проект памятника патриарху Гермогену

памятник Свт. Гермогену

Москве, в Александровском саду будет установлен памятник Свт. Гермогену, Патриарху Всероссийскому. Основание памятника уже заложено Патриархом Кириллом. Открытие памятника патриарху Гермогену в Александровском саду столицы состоится на 25 мая 2013 года — к 100-летию со дня его прославления в лике святых.

Голосованием жюри выставке-форуме «Православная Русь: ко Дню народного единства» отобрало три лучших проекта памятника из почти 60 представленных работ.

Первое место

занял творческий коллектив преподавателей и студентов Российской академии живописи, ваяния и зодчества. В этот коллектив входят:

Салават Александрович Щербаков

Заведующий кафедрой скульптуры факультета скульптуры. Профессор, руководитель курса. Народный художник России. Действительный член Российской академии художеств, Член Московского союза художников, член правления Объединения московских скульпторов.

Константин Владимирович Зубрилин

Декан факультета скульптуры; Заведующий кафедрой скульптурной композиции факультета скульптуры. Профессор кафедры академического рисунка. Член Московского союза художников с 1995 г. Заслуженный художник России.

Николай Павлович Сидоров

Проректор по учебной работе, и.о. заведующего кафедрой академического рисунка факультета живописи, профессор кафедры академического рисунка факультета живописи, член-корреспондент Российской Академии Художеств, заслуженный художник России.

  • Маргарита Салычева - студентка 6 курса
  • Владимир Убасев - студент 6 курса
  • Юлия Роткова - студентка 5 курс
  • Дания Гимальдинова - студентка 4 курса
  • Николай Николаев - студент 4 курса
  • Екатерина Коваленко - студентка 4 курса

Социальная стипендия

Студенты, нуждающиеся в социальной стипендии, предоставляют следующие документы:

  1. СПРАВКА из РУСЗН (СОБЕСа) по месту прописки (а не регистрации в общежитии)
  2. КОПИИ документов, на основании которых выдана справка из РУСЗН (справки о составе и доходах семьи)

ДОКУМЕНТЫ СДАТЬ В ДЕКАНАТЫ ДО 12.10.12. г

СПРАВКИ ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ ПОСЛЕ 12.10.12. г. РАССМАТРИВАТЬСЯ НЕ БУДУТ !!!!

Социальная стипендия назначается сроком на 1 год.

КУРСЫ ФАКУЛЬТЕТА АРХИТЕКТУРЫ

Программа обучения рассчитана на 8 месяцев (с ноября по июнь). Занятия проводятся по субботам с 14 часов и по воскресеньям с 10 часов, (продолжительность занятий - 4 академических часа). Программа разделяется на несколько групп:

  1. Программы по специальным предметам:
    • рисунок
    • живопись
  2. Программа по истории мировой художественной культуры.

Занятий проводятся по адресу: Камергерский переулок д.2. Запись на занятия начинается в октябре. Тел.692-60-41.

Объявляется набор в очную аспирантуру

Набор в очную аспирантуру по специальности: 17.00.04 – изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура.

Срок обучения 3 года. Поступающие в аспирантуру сдают следующие конкурсные вступительные экзамены в соответствии с ГОС ВПО:

  1. Специальная дисциплина
  2. Иностранный язык
  3. Философия

Аспирантам очной формы обучения предоставляется отсрочка от призыва на военную службу.

КУРСЫ ФАКУЛЬТЕТА РЕСТАВРАЦИИ

Запись на курсы проводится с 1октября по 15 октября по телефону: 8 495 621 14 67

занятия: суббота, воскресенье с 10.45 до 15.30

предметы: живопись, рисунок, основы реставрации живописи.

КУРСЫ ФАКУЛЬТЕТА СКУЛЬПТУРЫ

Запись на курсы проводится с 1 октября по 1 ноября по телефону: 8 495 621 14 67

занятия: суббота, воскресенье с 10.45 до 15.30

предметы: скульптура, рисунок, композиция.

Отчёты по социальному обслуживанию населения

ФЕСТИВАЛЬ НАУКИ

Факультет искусствоведения Российской академии живописи, ваяния и зодчества был задействован на трех площадках проведения 6 ежегодного Московского Фестиваля науки: Экспоцентр, конференц-зал Академии, Первый учебный корпус МГУ. Для проведения мероприятия были привлечены следующие студенты факультета искусствоведения:

Экспоцентр:

  1. Гусева Анна Сергеевна – 5 курс
  2. Желнова Елена Геннадьевна – 2 курс
  3. Чукман Наталия – 2 курс
  4. Геташвили Нина Викторовна – зав.кафедрой всеобщей истории искусств
  5. Каравай Александра Вадимовна – 4 курс
  6. Хомякова Александра Валерьевна - 4 курс
  7. Шадчнев Кирилл Ильич – 2 курс
  8. Котельникова Анастасия Сергеевна – 2 курс
  9. Малкина Екатерина Ивановна – 2 курс

Первый учебный корпус МГУ:

  1. Гусева Анна Сергеевна – 5 курс
  2. Горячева Полина Сергеевна – 2 курс

Предварительно была смонтирована презентация по деятельности Студенческого научного общества и факультета искусствоведения, которая демонстрировалась на всех трех площадках проведения фестиваля. Также были проведены лекции на тему истории и современной деятельности Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.

Цели мероприятия:

  1. Повышение общего культурного уровня жителей г.Москвы.
  2. Воспитание эстетических идеалов у подрастающего поколения.
  3. Пропаганда русской реалистической школы живописи.
  4. Привлечение внимание учащихся школ к истории искусств.
  5. Начальная профориентация школьников.
  6. Создание положительного имиджа профессии искусствоведа

В процессе проведения мероприятия была выполнена работа консультативного характера со школьниками, взрослым населением и пенсионерами. Студенты проявляли инициативу, активно участвовали в обсуждениях и продемонстрировали высокий уровень профессиональной подготовки.


КОНКУРС ЮНЫХ ХУДОЖНИКОВ

«ГИПСОВАЯ ГОЛОВА»

ГРАФИКА

Конкурс «Гипсовая голова» (графика) проводился 11 декабря 2011 года в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова по адресу: Москва, ул. Мясницкая, дом 21.

Основной задачей «Конкурса юных художников» в номинации «Гипсовая голова» (графика) для учащихся учреждений общего и среднего специального профессионального образования является повышение уровня подготовленности учащихся к поступлению в творческие вузы, стимулирование интереса  к развитию и совершенствованию дисциплины, в частности, и творческой активности  в целом.

В конкурсе принимали участие учащиеся старших классов из общеобразовательных специализированных и художественных школ г. Москвы:

- Детская художественная школа №1 им. В.А.Серова;

- Средняя общеобразовательная школа №1188 с углублённым изучением изобразительного искусства;

- Московский академический художественный лицей РАХ.

На участие в конкурсе «Гипсовая голова» (графика) было подано 7 заявок.

img1

Жюри, состоявшее из профессорско-преподавательского состава факультета живописи Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова под председательством проректора по учебной работе Сидорова Н.П., в результате обсуждения призовые места распределило следующим образом:

1 место –    Кошелюк Даниил (ДХШ №1 им. В.А.Серова, 16 лет)

2 место –    Болдырев Михаил (ДХШ №1 им. В.А.Серова, 15 лет)

3 место –    Воронцов Тимофей (СОШ №1188 с углублённым изучением изобразительного искусства, 10 класс)

img2

Победителям конкурса были вручены дипломы и памятные подарки.


КОНКУРС ЮНЫХ ХУДОЖНИКОВ

«НАТЮРМОРТ»

ЖИВОПИСЬ

Конкурс «Натюрморт» (живопись) проводился 11 декабря 2011 года в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова по адресу: Москва, ул. Мясницкая, дом 21.

Основной задачей «Конкурса юных художников» в номинации «Натюрморт» (живопись) для учащихся учреждений общего и среднего специального профессионального образования является повышение уровня подготовленности учащихся к поступлению в творческие вузы, стимулирование интереса  к развитию и совершенствованию дисциплины, в частности, и творческой активности  в целом.

В конкурсе принимали участие учащиеся старших классов из общеобразовательных специализированных и художественных школ г. Москвы:

  • ГОУ ЦО художественная школа №548 «Царицыно»;
  • Детская художественная школа №1 им. В.А.Серова;
  • Средняя общеобразовательная школа №1188 с углублённым изучением изобразительного искусства;
  • Московский академический художественный лицей РАХ.

На участие в конкурсе «Натюрморт» (живопись) было подано  22 заявки.

1

2

Была составлена общая экспозиция работ, представленных на конкурс.

Жюри, состоявшее из профессорско-преподавательского состава факультета живописи Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова под председательством проректора по учебной работе Сидорова Н.П., в результате обсуждения из общего количества работ выбрало 6 претендентов.

3

Призовые места распределены следующим образом:

  • 1 место – Галузина Ирина (ГБОУ СОШ №1188, 10 класс), «Натюрморт», А2, гуашь;
  • 2 место – Евдокимова Наталья (ГБОУ СОШ №1188, 10 класс), «У окна», х.,м.50х70;
  • 3 место – Малыгина Ксения (ГОУ ЦО ХШ №548 «Царицыно», 7 класс), «Деревенские мотивы», А2, гуашь;
  • 3 место – Федулова Татьяна (ГОУ ЦО ХШ №548 «Царицыно», 7 класс), «Деревенский», А2, гуашь.

Диплом за усердие в живописи вручён Болдыреву Михаилу (ДХШ №1 им. В.А.Серова, 15 лет), «Натюрморт с овощами».

Диплом за усердие в акварели вручён Изотовой Варваре (МАХЛ РАХ, 10 класс), «Натюрморт».

4

Победителям конкурса были вручены дипломы и памятные подарки в конференц-зале Российской академии живописи, ваяния и зодчества  Ильи Глазунова.


КОНКУРС ЮНЫХ ХУДОЖНИКОВ

«ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 года»

живопись, графика

Конкурс «Отечественная война 1812 года» (живопись, графика) проводился 11 декабря 2011 года в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова по адресу: Москва, ул. Мясницкая, дом 21.

Основной задачей «Конкурса юных художников» в номинации «Отечественная война 1812 года» (живопись, графика) для учащихся учреждений общего и среднего специального профессионального образования является повышение уровня подготовленности учащихся к поступлению в творческие вузы, стимулирование интереса  к развитию и совершенствованию дисциплины, в частности, и творческой активности  в целом.

В конкурсе «Отечественная война 1812 года» (живопись, графика) принимали участие учащиеся старших классов из  Детской художественной школы №1 им. В.А.Серова и ГОУ ЦО художественной школы №548 «Царицыно».

На участие в конкурсе «Отечественная война 1812 года» (живопись, графика) было подано  5 заявок.

1

2

    Жюри, состоявшее из профессорско-преподавательского состава факультета живописи Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова под председательством проректора по учебной работе Сидорова Н.П., в результате обсуждения приняло решение:
  • 1 место – Безруков Александр (ДХШ №1 им. В.А.Серова)
  • 2 место – решили не присуждать
  • 3 место – Колесник Анастасия (ГОУ ЦО художественная школа №548 «Царицыно»).

Победителям были вручены дипломы.


ВЫЕЗДНОЙ МАСТЕР-КЛАСС

ТЕМА:

«ТВОРЧЕСКИЙ ПЕРЕВОД ТЕКСТОВ ПО ИСКУССТВУ»

В рамках мероприятий по социальному обслуживанию населения города Москвы в 2011 году (гранты Совета Ректоров) доцентами кафедры иностранных языков Сагоян Д.С. и Ивашкиной Н.Г. был разработан:

Выездной мастер-класс «Творческий перевод текстов по искусству»

Данная разработка была направлена на расширение границ восприятия учащимися иностранных языков, на более углубленное понимание текстов при переводе с иностранного языка на русский.

Выездной мастер-класс «Творческий перевод текстов по искусству» был проведен 5 декабря 2011 года для учеников спецшколы №1272 г. Москвы.  Участие принимали 30 учеников 10-11 классов.

Цель разработки – ознакомить учащихся с основными проблемами перевода, сообщить некоторые теоретические знания, помочь развить навыки перевода. Материалы, предложенные в разработках, тесно связаны с переводческой практикой и подкреплены системой упражнений.

Задачи разработок:

  1. Введение учащихся в курс переводческих проблем (объяснение основных задач и принципов перевода, объяснение структуры словарной статьи и техники пользования словарем и т.д. – всего, что необходимо знать на подступах к переводу.
  2. Фокусирование внимания учащихся на одной, конкретной переводческой проблеме при выполнении письменного задания.
  3. Ознакомление учащихся с лексико-фразеологическими соответствиями, которые определяют языковую специфику и придают колорит речи.
  4. Умение привлечь и использовать справочную литературу (словари, энциклопедии, книги по искусству), т.к тематика текстов для перевода – искусство.
  5. Развитие мыслительной активности учащихся.
  6. Стимулирование интереса к изучаемому предмету.

 

Выездной мастер-класс «Творческий перевод текстов по искусству»

Учащимся был предложен текст для перевода на русский язык с дополнительным заданием.

Техника исполнения задания:

В этом тексте не хватает 7 предложений или их можно назвать параграфами, которые даются в разупорядоченном виде рядом с текстом. В последнем вместо отсутствующих предложений имеются пробелы. Отсутствующие предложения нужно найти и поместить в соответствующий пробел. Добавочным осложнением является то, что количество предложений на выбор на одно больше, чем пробелов в тексте и это предложение на первый взгляд кажется вполне логичным.

Таким образом, мы проверяем способность учащихся следовать логике повествования и видеть, как различные части текста связываются между собой.

1 параграф текста сопровождается примером. Успешное выполнение требует определенной последовательности действий:

  1. Прочитать текст с пробелами один раз, чтобы понять, о чем он и какова  последовательность событий, описанных в нем.
  2. Прочитать предложения на выбор и вычеркнуть то, которое использовано в примере.
  3. Прочитать последнее предложение параграфа перед пробелом и первое – за ним. Следует поискать в предложениях на выбор связующие слова или логические связки (слова или фразы, на которые есть указания в последнем и первом продолжении до и после пробела).
  4. Проверить предложения на выбор по части его «вписываемости в пробел». Это предложение должно либо логически продолжать ход повествования, либо направлять его в другое русло. Оно также должно вписываться в контекст, как логически, так и лексически.
  5. Сделать свой выбор и вычеркнуть его из оставшихся предложений.
  6. Перейти к следующему параграфу с пробелом и поступить аналогично вышесказанному, каждый раз вычеркивая сделанный выбор.
  7. Закончив выполнять все пробелы, следует просмотреть текст с начала до конца и убедиться, что логические, грамматические и лексические ошибки отсутствуют.

Работа надо этим заданием требует значительной концентрации и внимания, но достаточная практика в поиске связующих слов и логических связок помогает справиться с этим заданием довольно быстро. Это задание направлено на развитие мыслительной активности у учащихся, на стимулирование интереса к изучаемому предмету, а также является прекрасным стимулом для расширения кругозора.


"Методика реставрации станковой масляной живописи"

История реставрации одной картины

«Реставрация картины «Христос и учителя», н.х., 19 в.

«Реставрация  картины «Христос и учителя», 19 в.

Картина неизвестного художника, по каталожным данным, именуется «Христос и учителя». Картина «Христос и учителя» работы неизвестного художника (предположительно кисти художника Немцова) первой половины XIX века была найдена в частном заброшенном доме с. Глухово Торжокского района Тверской области, где служила обивкой входной двери.

В 2011 гг. картина  была отреставрирована в Российской Академии живописи ваяния и зодчества Ильи Глазунова на факультете реставрации живописи на кафедре реставрации станковой масляной живописи под руководством Потапова С.А.


В разработанном научно-информационном материале приводятся основные этапы реставрации картины.

История бытования картины.

Как отмечалось выше, картина происходит из с. Глухово. Усадьба Глухово расположена на юге Торжокского района Тверской области, в 40 километрах от районного центра, на берегу реки Тьмы. Село Глухово перешло в начале XVIII века к помещикам Ртищевым от бояр Шишковых. В 1777 году на средства Якова Петровича Ртищева на территории усадьбы была построена деревянная церковь во имя Илии Пророка с приделом Святителя Николая (до наших дней не сохранилась). Более века усадьба переходила по наследству в роду Ртищевых, пока Дмитрий Яковлевич Ртищев, не имевший детей, не оставил в 1847 году завещания, передав поместье и землю своим крестьянам. Кроме того, по этому же завещанию Дмитрий Яковлевич отпустил «в звание свободных хлебопашцев» доставшихся ему по наследству крестьян, причисленных к селу Глухову, «с женами их, детьми, внуками, приемышами обоего пола...» «Дворовым людям моим предоставляю я, со дня смерти моей, полную свободу».

Весьма интересно и то, что Дмитрий Яковлевич не просто завещал имение крестьянам, но «учинил с ними договор», согласно которому крестьяне, в свою очередь, обязуются не только «во всю жизнь помещика оставаться в полном повиновении его, как доныне было, предоставляя ему власть назначать из среды рекрутов», но и содержать принятые в собственность имение, дом и господские заведения в порядке. «...Мы, увлекаясь благодарностию желаем, чтоб место сие, освященное для нас благотворительною его жизнию в течение 52 лет его управления, оставалось навсегда в теперешнем благоустроенном виде, как знак любви и благодарности нашей к нему...»

Через два года после смерти Дмитрия Яковлевича, в 1855 году, крестьяне села Глухова из кирпича главного барского дома начали возводить церковь во имя святого Дмитрия Ростовского по проекту известного архитектора А.М. Горностаева, которая была освящена в 1875 году. Дмитриевская церковь представляет собой двухъярусный восьмерик, со сдвоенными окнами второго света, и с пониженными приделами по продольным сторонам. Колокольня в четыре яруса имеет развитую декорацию в духе XVII столетия. Прошло много лет с тех пор как храм бездействует и разрушается.


Состояние картины до реставрации:

Неудовлетворительные условия хранения крайне отрицательно сказались на состоянии сохранности произведения. Имелись многочисленные утраты основы по краям холста. Больше всего пострадала верхняя часть картины. Была полностью утрачена нижняя часть картины  (нижний край холста обрезан). По всей поверхности картины наблюдались гвоздевые отверстия со следами ржавчины. Присутствовали устойчивые жесткие деформации основы. Связь грунта с основой была сильно ослаблена. Произведение имело множественные утраты грунта и красочного слоя, некоторые участки находились в аварийном состоянии. Потемневшая и пожелтевшая лаковая пленка колорит авторской живописи. Вся живописная поверхность картины находилась под слоем пыли и копоти, частично спаявшимся с лаком. В целом картина утратила экспозиционный вид, находилась в аварийном состоянии и нуждалась в безотлагательной реставрации.

 

Процесс реставрации:

Согласно реставрационному заданию были восполнены утраты основы методом встык на ПВБ, проведено укрепление грунта и красочного слоя с устранением деформации холста, выполнено дублирование основы, картина натянута на новый экспозиционный подрамник. Подведен реставрационный грунт в местах утрат авторского. Удалены поверхностные загрязнения. После утоньшения потемневшего защитного покрытия выявился авторский колорит живописи. Выполнено тонирование участков реставрационного грунта и участков утрат красочного слоя до первоначального авторского грунта. Сделана живописная реконструкция полностью утраченных частей произведения, которой предшествовали лабораторные исследования картины, изучение исторических источников о технике и технологии живописи, а также опыт копирования произведений станковой масляной живописи.

Реконструкция утраченных частей изображения выполнялась по предварительно выполненному и утвержденному эскизу. Живописная реконструкция  основывалась на зонах хорошей сохранности произведения, дабы точно воссоздать нюансы авторской техники.

В результате проведенных реставрационных мероприятий картине был возвращен экспозиционный вид. После реставрации картина передана в Тверской Государственный Объединенный  музей.

Инвентарный размер картины после реставрации составил 111 х 177 см. Согласно проведенным исследованиям, можно предположить, что реставрируемая нами картина «Христос и учителя», найденная в заброшенном доме села Глухово, и картина «Отрок Иисус в храме» художника Немцова, выученного из дворовых, упоминаемая И.П. Крыловым в книге «Достопримечательности в уезде» при описании все того же села Глухово, - одно и тоже произведение Н.х. «Христос и учителя» 19 в.

До реставрации После реставраци
1 2

Физико-химические исследования материалов живописи картины.

Исследования показали, что мелкозернистый, тонкий, фабричного производства, прямого полотняного переплетения авторский холст – льняной.     До XIX века главным образом лен, наравне с коноплей (пенькой) служил сырьем для ткани, употребляемой  в станковой живописи. При небольшом разнообразии тканей, употребляемых в качестве основ для живописи в классическую эпоху, подавляющее большинство картин во всех европейских странах написано на льняном холсте. Тонкий льняной холст полотняного переплетения преобладал в Европе до конца XVI века. На таком холсте написаны, например, произведения Хуго ван дер  Гуса, Дюрера, Мантеньи. Почти все произведения Пуссена написаны на тонком льняном или пеньковом холсте полотняного переплетения. Холсты, о которых шла речь, были ручного ткачества, выделывавшиеся в домашних  условиях или позже, также вручную, на мануфактурах. В1786 году в Англии был изобретен первый механический ткацкий станок, и с конца XVIII века в живописи наравне с ручным холстом стали использовать холсты машинной выработки, отличающиеся большей равномерностью  переплетения и значительной плотностью. Русские художники первой половины XVIII века употребляли чаще тонкие и реже – грубые холсты. Для XVIII века, особенно для его второй половины, наиболее характерны льняные холсты полотняного переплетения.

Грунт реставрируемой картины масляный эмульсионный, с большим количеством масла, наполнитель – гипс и желтая охра.  Среди западноевропейских художников конца XIV и начала XVв. гипс был распространенным материалом для живописных грунтовок. Трактаты по технике живописи итальянских живописцев XVI – XVII вв., испанских XVI – XVII вв. и северных школ постоянно указывают на гипс как один из общераспространенных в то время материалов грунта. Русские иконописцы еще в середине XVI в., а также и в XVII в. нередко приготовляли грунт из кускового белого и блестящего гипса, называемого «левкасным камнем».

Авторский грунт реставрируемой картины тонирован железоокисным пигментом. Тонированные грунты имели и имеют огромное значение и преимущество перед чисто-белыми  грунтами. В построении колорита живописного произведения этим грунтам принадлежит исключительно важная роль. Он является своеобразным камертоном для наносимых на поверхность грунта красочных тонов.

Исследования также показали, что при создании красочного слоя были использованы свинцовые белила. Свинцовые белила – углекислая окись свинца 2PbCO3·Pb(OH)2, были известны уже в глубокой древности. По свидетельству Плиния, Витрувия и Диоскорида, в 1в. н.э. свинцовые белила были одной из самых распространенных красок древних греков и римлян. В последующие века свинцовые белила были излюбленной белой краской как западноевропейских, так и русских художников. В России свинцовые белила применялись еще в XI в.     Синий пигмент (образец №1) – кобальт. Голубой пигмент (образец №2) – кобальт в разбеле со свинцовыми белилами. Синий кобальт (CoO·Al2O3) принадлежит к искусственным кобальтовым минеральным краскам. Во второй половине XVIII в. Leitner в Вене получил кобальтсодержащий синий пигмент, который был назван его именем. Однако широкое распространение в живописи синий кобальт получил после того, как Thenard в 1802 г. открыл способ его фабричного производства; по некоторым данным это открытие было сделано в 1804 г., а по другим – промышленное производство известно с 1795г.

Образец №3 является смесью пигментов: берлинская лазурь, зеленая Шееле или Швейнфуртская  зеленая.  Берлинская лазурь (Fe4[(Fe(CN)6] )– пигмент, полученный в Берлине в 1704 г. В 1724 г. было начато его промышленное производство. Описаны отдельные случаи обнаружения берлинской лазури в картинах 1710 г., но в первой четверти XVIII в. она встречается еще относительно редко, а во второй четверти – уже широко распространена.

Зеленая Шееле (CuHAsO3) впервые как пигмент изготовлена шведским химиком Шееле в 1778г. Швейнфуртская зеленая  (Cu(CH3COO)2·3Cu(AsO2)2) открыта в 1778г. Рустом. В 1805 г. осуществлено промышленное производство арсенит - ацетата меди. В 1800 г. была получена Миттисом в Вене, с 1814г. в Швейнфурте пигмент производится фабрично.

Красный пигмент (образец №4) – оксид железа, натуральный пигмент, широко используемый со времени древнейших пещерных росписей.

Результаты проведенных исследований показали, что использованные пигменты характерны для произведений живописи первой половины XIX века.

Таким образом, суммируя полученные данные по результатам исследования всех компонентов картины, реставрируемое нами произведение можно датировать первой половиной XIX века, что не противоречит надписи, имеющейся на оборотной стороне картины: «1835 го года, сенlя: 21 го числа.».

Иконография сюжета.

В основе композиции картины «Христос и учителя» лежит текст из Евангелия от Луки (Лк. 2:41-48). Изображен момент, когда Мария и Иосиф находят отрока Христа в храме «сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их». Канонические Евангелия умалчивают о детстве и юности Иисуса Христа. Евангелие от Марка, как и Евангелие от Иоанна, вообще начинает рассказ о Христе непосредственно с описания его крещения Иоанном Предтечей, а Евангелие от Матфея ограничивается лишь легендой о волхвах и рассказом о последовавшем за их поклонением Младенцу бегством Святого семейства в Египет. Чтобы заполнить пробелы в скудной евангельской информации о детстве Христа, были написаны два «детских Евангелия». Протоевангелие от Иакова получило хождение во  II веке, а детское Евангелие от Фомы – в VI веке. В них подробно рассказывалось о происхождении Марии, а также о чудесных деяниях Христа в детстве. Как и многие другие подобные работы, они были исключены из окончательной версии Нового Завета.

Лишь два стиха Евангелия от Луки (Лука, 2:39-40) посвящены детству Иисуса в Назарете. В это время Ирод Антипа, сын Ирода Великого и тетрарх Галилеи, занялся перестройкой Сепфориса  в Галилее, к северу от Назарета, и заложил новый город, Тиверий, на западном берегу Галилейского моря. Поэтому для Иосифа, опытного плотника (Матфей, 13:55), там наверняка было достаточно работы. Не исключено, что Иисус сопровождал его.

Единственное событие, о котором упоминает Лука в связи со взрослением Иисуса, происходит, когда мальчику исполняется двенадцать лет. В тайне от родителей, Он остается в Иерусалиме, куда они поехали на Пасху. Вернувшись за Ним, родители видят Иисуса, ведущего беседу с учителями в храме, при этом учителя «дивились разуму и ответам Его» (Лука, 2:47). На упреки родителей Иисус отвечает так: «Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лука, 2:49).

Первые изображения этого евангельского сюжета встречаются уже в росписях катакомб III—IV вв. Как отмечает Н. В. Покровский, основной темой изображений этого периода является двенадцатилетний Христос, сидящий среди учителей. Иногда Его изображали в положении учителя на кафедре среди слушателей.

Н. В. Покровский обращает внимание на то, что иллюстрации Евангельского рассказа о двенадцатилетнем Иисусе усвоено наименование Преполовения, хотя в основе праздника Преполовения Пятидесятницы лежит совсем другое Евангельское чтение — рассказ о том, как Господь на третьем году Своего общественного служения: В половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил. И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись? Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня (Ин. 7:14–16).

Ветхозаветное Преполовение (половина) — название дня, совпадающего с серединой многодневного праздника Кущей. Одной из особенностей этого праздника было совершение т.н. обряда изливания воды — молитвой о наступлении обильных зимних дождей. Возможно, именно после совершения этого обряда в праздник Кущей (в последний же великий день праздника) Спаситель возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой (Ин. 7:37–38). В годовом круге Евангельских чтений это зачало (а оно расположено непосредственно после зачала Преполовения) читается в самый день Пятидесятницы: Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо ещё не было на них Духа Святаго, потому что Иисус ещё не был прославлен (Ин. 7:39).

Юношескому возрасту Иисуса Христа, когда Он впервые явил Свою мудрость изумленным учителям иудейским, усваивается очень важное, буквально судьбоносное значение: это «преполовение» не вполне совпадает с арифметической половиной «меры возраста Христова», но по своему духовному значению, несомненно, является таковой. Это косвенно подтверждается теми важнейшими решениями, которые в таком же юном возрасте принимали многие святые.

Сюжет «Преполовения», точнее, Беседы отрока Иисуса с учителями встречается достаточно часто. На новгородской иконе-таблетке XV в. из Софийского собора юный Спаситель сидит в окружении учителей в Иерусалимском храме (как и на большинстве наших икон, этот храм мало чем отличается от храма православного; в данном случае — типично новгородской архитектуры). В левой руке Спасителя свиток Писания, а раскрытая длань другой словно раскрывает учителям иудейским сокровенный смысл, содержащийся в этом Писании. Учители оживленно обсуждают то, что говорит им юный Иисус. Их жестикуляция показывает, что не все из них согласны принять слова Иисуса. Но есть и такие, кто готов принять эти слова…

«Отрок Иисус среди учителей» («Двенадцатилетний Иисус в храме», «Диспут с докторами», «Диспут в храме», «Иисус и учителя») - сюжет, к которому обращались многие известные мастера живописи. На пример, Альбрехт Дюрер.

3

 Альбрехт Дюрер.  Иисус среди книжников.  Ок. 1503.Гравюра

4

Альбрехт Дюрер. Двенадцатилетний Иисус в храме (1506). Лугано. Собрание барона Тиссен-Борнемиса.

Работая над «Апокалипсисом», Дюрер внимательно изучал Священное Писание, часто обращался за советом к ученым монахам-августинцам и не без их участия открыл для себя Книгу Малахии – последнего из ветхозаветных пророков, жившего за 400 лет до Рождества Христова. С удивлением Альбрехт обнаружил, что именно ее Отрок Иисус обсуждал с учителями в Храме, с нее начал Свою проповедь.


«Внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он – как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде.»

Книга Пророка Малахии.

5

Паоло Веронезе. Диспут с докторами (1548). Мадрид. Прадо.

Евангелист Лука ничего не говорит о том, в чем заключались вопросы и ответы двенадцатилетнего Иисуса учителям иудейским. Но так как беседа проходила в храме и велась с книжниками, занимавшимися толкованием Святого Писания, то можно не сомневаться в том, что вопросы и ответы как учителей, так и Иисуса касались пророчеств о Мессии. В этой беседе Иисус проявляет не только мудрость, но и знание Святого Писания, которые приводят в изумление книжников. Ответ находится в дальнейших повествованиях еван­гелистов. Когда Иисус пришел в синагогу в Назарете и стал учить там, то все присутствовавшие «дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?» (Лк. 4:22). Еще полнее изумление иудеев передает Матфей: «(54) И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у него такая премудрость и силы?», «(56) Откуда же у Него все Это?» (Мф., 13:54, 56). А когда Иисус учил в храме, то «дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писание, не учившись?» (Ин. 7:15). Примечательно, что и жители Назарета, родного города Иисуса, и иудеи, то есть враги его, удостоверяют, что он не учился, не ходил ни в какую школу. Сам Иисус не только не опровергает этого, но утверждает: «Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня» (Ин. 7:16). Этому-то учению Пославшего, этим-то словам Самого Бога дивились иудеи, когда слушали проповедь Иисуса. И,несомненно, та же премудрость Божия проявилась в вопросах и ответах двенадцатилетнего Иисуса, не нуждавшегося в земных школах и учителях.

Нередко художники в руки священников дают свитки, в то время как Иисус держит привычную по виду книгу (кодекс). Это не случайно: свиток символизирует Ветхий Завет, а книга — Новый (книга в виде кодекса возникла в начале христианской эры).

Порой Иисус изображается загибающим пальцы у себя на руке, перечисляя в споре с иудейскими книжниками («докторами») свои аргументы.

В дверях в этой сцене могут изображаться Дева Мария и Иосиф.

Поведение Иисуса в храме получило разные интерпретации. Одни считают, что здесь мы встречаемся с первым засвидетельствованным Евангелием актом поучений Христа (Д. Штраус). Другие полагают, что в данном случае Иисус сам задавал вопросы и учился (Ф. Фаррар). Первое толкование основано на арабском Евангелии детства, второе — на приведенном выше тексте Луки (2:46). В живописи старых мастеров также можно найти отражение разного понимания того, что произошло в тот памятный день в Иерусалимском храме. Так, у Веронезе Иисус явно сам поучает, в то время как на ряде других картин с этим сюжетом мы видим его скорее слушающим поучения.

6

Гербрандт ван ден Экхот. Двенадцатилетний Иисус в храме (1662). Мюнхен. Старая пинакотека.

7


 Дуччо .Двенадцатилетний Иисус в храме (1308—1311). Сиена. Кафедральный собор.

8


10

Г. Доре «Отрок Иисус в храме»

Наиболее вдохновенно передал свое восприятие Божественного откровения знаменитый французский художник-иллюстратор Гюставу Доре.  Он воспроизвел полные величия и драматизма эпизоды Ветхого и Нового Завета, строго придерживаясь библейского и евангельского текстов.

В России гравюры с картин Г. Доре, выполненные знаменитыми парижскими граверами Паннемакером, Пизаном и др. впервые появились в первой русской иллюстрированной Библии, выпущенной издательской фирмой М.О. Вольфа в конце 19 века. Это издание из-за своей высокой цены было малодоступно для широкого круга читателей. Затем появилось еще несколько изданий Библии на русском языке с иллюстрациями Г. Доре, а также отдельные собрания картин художника к Ветхому и Новому Завету, которые были очень популярны в дореволюционной России.

11

В. Д. Поленов «Исполнялся премудрости» Холст на картоне, масло. 25,5 х 31 ГТГ

Картина В. Д. Поленова «Исполнялся премудрости» является одним из вариантов (возможно эскизом) одноименной композиции, входящей в цикл картин «Из жизни Христа». В ее основу положен текст из Евангелия от Луки: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нем» (Лк. 2 : 40). Канонические Евангелия умалчивают о детстве и юности Иисуса Христа.

Изображенное событие относится к области творчества художника. Воспринимая евангельскую историю с рационалистической точки зрения, художник называет свое полотно «Исполнялся премудрости» и трактует сюжет как сцену обучения Иисуса Христа. Возможно, литературной основой для картины послужила книга английского духовного писателя Ф.В. Фаррара «Жизнь Иисуса Христа», которой Поленов пользовался в своей работе над циклом. Художник обращался также и к сочинениям Э. Ренана.

12

 

В.Д. Поленов « Среди учителей» 1890-1900-е гг. 17,5 х 29,5 холст, масло. ГТГ, Москва.

Комментарий В.Д. Поленова:

«Внутренность одного из помещений в Храме в Иерусалиме; слева в кресле сидит фарисей, а на полу на ковре группа престарелых учителей и среди них Отрок Иисус; справа в углу каменная лестница и открытый портик, среди которого видны фигуры Иосифа и Марии, искавших Иисуса и нашедших Его здесь»

Событие, представленное художником в картине «Среди учителей» взято из Евангелия от Луки (Лк. 2 :41-48). Поленов изображает тот момент, когда Мария и Иосиф находят отрока Христа в храме «сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их». В сохранившихся бумагах В.Д. Поленова имеется рукопись художника с названием «Среди учителей», которая помогает понять содержание картины.  «В то время в Иерусалиме существовали разные школы ученых; школы эти были рассадниками высшей мудрости, а иногда и высшее нравственности. Там были школы саддукеев, ессеев, фарисеев и др. …В эпоху, предшествующую Христу, и в его детстве такими представителями школ были именно Гилдел, Акиба, Гамалиил», - писал Поленов (Поленов: Каталог. С. 22-24). В тексте рукописи приводится характеристика учения и нравственных взглядов представителей различных школ, заимствованная художником из различных источников, но преимущественно из труда известного английского духовного писателя Ф.В. Фаррара «Жизнь Иисуса Христа». В картине художник пытается воссоздать сцену в храме, опираясь также на его труд. На первом плане Поленов, по его собственным словам, изображает школу Гиллела. Старик, сидящий на возвышении над книгой закона, - сам Гиллел или преемник его. Группа на втором плане – школа Шаммаи. Отрока Христа художник изображает в школе Гиллела, подчеркивая тем самым близость учения Гиллела и нравственных законов жизни, преподанных впоследствии Иисусом Христом. В рукописи художник приводит изречения Гиллела: «Не суди ближнего, пока не будешь в его положении», «Там, где нет человека, будь ты человеком», «Люби мир и старайся достичь его любой ценой».

В архивных бумагах художника имеется калька с фотографии картины (или эскиза) с цифровыми обозначениями и указанием имен персонажей. Среди них указываются также имена Никодима (изображен крайним слева), Иосифа Аримафейского, старца Гамалиила и др. Все персонажи картины мыслились художником как конкретные исторические лица и одновременно как различные типы людей, олицетворяющие «последующую жизнь всего христианства, все те элементы, с которыми ему пришлось и приходится сталкиваться» (Поленов: Каталог. С.23). «Действие происходит в одном из притворов храма. По сохранившимся описаниям храма известно, что он состоял из большого двора, среди которого возвышалось Святое Святых, куда имели доступ только священники. Двор выл окружен колоннадой и застроен притворами, в которых собственно и шла вся жизнь» (Поленов: Каталог. С.24). Во второй половине Х1Х века европейскими учеными в различных трудах было предпринято несколько попыток реконструкции храма на основании описаний его в Библии и Талмуде. В картине Поленов попытался воссоздать один из притворов храма Соломона эпохи Ирода Великого, обратившись исследованию известного французского археолога гр. де Вогюэ, как к основному источнику (Vogue Ch.J.M. de. Le temple de Jerusalem. Paris, 1864.)

«Мария и Иосиф упрекают отставшего от них Иисуса»   (Лк., 2:48-52) -

сюжет этот, нечастый в западноевропейской живописи, является непосред­ственным продолжением предыдущего сюжета — Двенадцатилетний Иисус в храме. Грань, разделяющая эти два сюжета, — момент появления в храме Марии и Иосифа.

Яркий пример «перерастания» одного сюжета в другой — нью-йоркский вариант эрмитажной (Санкт-Петербург) картины Якоба ван Спрейвейна «Двенадцатилетний Иисус среди учителей»: на этой картине мы видим пришедших в храм Марию и Иосифа, тогда как на эрмитажной картине их еще нет.

Дева Мария и Иосиф могут изображаться стоящими рядом с Иисусом, и кто-то из них кладет ему руку на плечо, чтобы увести его из храма. Сложной задачей для художника было передать психологическую глубину происходящей сцены: здесь евангелист приводит первые дошедшие до нас слова Иисуса: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:49). В них заключено много психологи­ческих оттенков: полунегодующее удивление Отрока тем, что Его так мало понимают, чувство полнейшего достоинства и вместе с тем смирение. Все эти оттенки «просвечивают» в живописном шедевре на этот сюжет — картине Симоне Мартини. Слова Луки: «И Он пошел с ними...» (Лк. 2:51) — тема офорта Рембрандта.

Иногда этот сюжет трактуется в виде темы Св. Семейство. Пример тому — картина Симоне Мартини (мотив увещевания Иисуса настолько доминирует здесь, что о храме и учителях закона и вовсе забыто): Иисус всем видом Своим демонстрирует сознание Своего Божественного величия; Иосиф отечески обни­мает Его, но в его строгом взгляде ощущается одновременно непонимание и призыв к Иисусу прислушаться к словам Матери. У Марии на коленях книга; она раскрыта, неразборчивые строки, вместе с вопросительным жестом руки Марии, очевидно, должны символизировать слова Евангелия: «Чадо! что Ты сделал с нами?»

13

Симоне Мартини. Св. Семейство (1342). Ливерпуль. Галерея Уолкера.

В этой сцене Иисус в своем ответе признает Своим отцом Отца Небесного, и об Иосифе Евангелие больше не упоминает — должно быть, он вскоре умер. Апокрифическая «История Иосифа плотника» утверждает, что Иисусу было девятнадцать лет, когда Иосиф умер. При распятии Христа Иосифа не было.

В живописи данный сюжет встречается как самостоятельный, так и в качестве эпизода двух циклов тем, связанных с Девой Марией, — Семь скорбей Девы Марии (третья скорбь: волнение по поводу пропавшего двенадцатилетнего Иисуса) и Семь радостей Девы Марии (пятая радость: обретение двенадцати­летнего Иисуса в храме).

Картины на аналогичный сюжет:

14

Монументальная роспись интерьера Святопреображенского собора. Валаам.

15

Монументальная роспись интерьера собора св.Пантелеймона Новоафонского монастыря.

16

Уильям Холман Хант «Нахождение Спасителя во храме», 1860г. Городской музей и Художественная галерея, Бирмингем.

17

Юлиус Шнорр Карольсфельд  «Двенадцатилетний Иисус в храме»

 

19

Валериан Отмар «Иисус Христос в сенагоге», мозаика храма Спаса на крови.

20

И.М.Х.Хофманн «Двенадцатилетний Иисус в храме среди ученых»

21

И.М.Х .Хофманн «Двенадцатилетний Иисус в храме среди ученых» 1870-е гг.

23

«Двенадцатилетний Иисус в храме», иллюстрация из Библии Наталиса.

24

 Карл Блох «Отрок Иисус в храме»

25

Григорий Гагарин «Отрок Иисус между учителями»

26

«Христос и учителя», британская гравюра 18-19вв, Валентин Грин (1739-1813), ГМИИ им. А.С. Пушкина,автор оригинала Аван дерВерф.

27

Рембрандт «Отрок Иисус в Иерусалимском храме».

 


Образовательно-досуговая программа

«Семейное путешествие: всей семьей в музей»

Описание мероприятия: Администрация Московской государственной картинной галереи Народного художника СССР Ильи Глазунова обратилась к заведующей кафедрой всеобщей истории искусств Геташвили Н.В. с просьбой оказать помощь и привлечь студентов для проведения программы «Семейное путешествие: всей семьей в музей». Программа проводится Департаментом культуры г. Москвы в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 28.12. 2010г. № 1084 – ПП «Об итогах реализации Комплекса мероприятий по социальной защите жителей города Москвы в 2010 году и о Комплексе мероприятий на 2011 год», а также в целях популяризации и развития новых форм музейной работы. Даты проведения программы:  24- 25 сентября; 1-2, 8-9, 15-16, 22 – 23, 29 – 30 октября; 5-6, 12 – 13 ноября 2011 года. Для проведения мероприятия были привлечены следующие студенты факультета искусствоведения:

  1. Гилева Лариса Анатольевна
  2. Груздева Мария Александровна
  3. Давиденко Мария Павловна
  4. Колесникова Дарья Сергеевна
  5. Кузьмина Таисия Владиславовна
  6. Куприянова Виктория Борисовна
  7. Курепина Софья Михайловна
  8. Нерсесян Мари Вартановна
  9. Нолейкина  Кристина Владимировна
  10.  Родионова Евгения Игоревна
  11. Соколова Лидия Николаевна
  12.  Тен Татьяна Сергеевна
  13.  Чижова  Арина Александровна
  14.  Зарецкая Юлия Павловна
  15.  Горячева Полина Сергеевна
  16.  Мищенко Филиппа Дмитриевна
  17.  Чукман Наталия
  18.  Желнова Елена Геннадьевна
  19.  Цапко Евгения Николаевна
  20.  Беспрозванных Мария Дмитриевна
  21.  Малкина Екатерина Ивановна
  22.  Шадчнев Кирилл Ильич

Помощь студентов заключалась в учете посетителей, пришедших с детьми для участия в программе, выдаче им путеводителей в начале маршрута, проверке выполненных заданий, помощи посетителям в навигации по маршруту.  Данный опыт оказался чрезвычайно полезным для студентов в качестве знакомства с музейным делом в области работы с посетителями, педагогической деятельности и как практическое участие в новых формах музейной работы.

    Цели мероприятия
  1. Повышение общего культурного уровня жителей г.Москвы.
  2. Воспитание эстетических идеалов у подрастающего поколения.
  3. Пропаганда русской реалистической школы живописи.
  4. Привлечение внимание учащихся школ к истории  искусств.
  5. Начальная профориентация школьников.
  6. Создание положительного имиджа музея

В процессе проведения мероприятия была выполнена работа консультативного характера со школьниками, взрослым населением и пенсионерами. Студенты проявляли инициативу, активно участвовали в обсуждениях и продемонстрировали высокий уровень профессиональной подготовки.


Участие Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова

в YI Московской научно-практической конференции

«Студенческая наука» 2011 года

Хасьянова Л.С. провела в рамках YI Московской научно-практической конференции «Студенческая наука» круглый стол по секции «Проблемы изучения истории искусства Италии и Испании на современном этапе». (Год итальянской культуры и итальянского языка в России и Год российской культуры и русского языка в Италии. Год РФ в Королевстве Испания и Год Королевства Испания в  РФ).

1

В работе секции приняло участие 79 участников.

Цель:  Участие студентов и аспирантов Академии в YI Московской научно-практической конференции «Студенческая наука». Ознакомление приглашённых на круглый стол учащихся школ Москвы и Московской области,   работников Государственного учреждения культуры Московской области «Московская областная государственная научная библиотека им. Н. К. Крупской», а также  руководителей и представителей библиотек Московской области (38 человек) с нашим  учебным заведением и работа СНО Академии. Проведение с их участием конкурса на лучший доклад.

Задача:

Знакомство с образовательной и научной  деятельностью Академии, привлечение интереса к творческим профессиям у учащихся учебных заведений Москвы и Московской области, а также демонстрация высокого уровня подготовки, достигнутого студентами Академии.

2

 

Этапы:

  1. Экскурсия по Академии.
  2. Знакомство с лучшими рисунками в Музее Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.
  3. Проведение круглого стола.
  4. Обмен мнениями и впечатлениями.
  5. Голосование по выбору лучших докладов.


В мастер-классах по живописи, рисунку, реставрации и скульптуре приняли участие студенты и аспиранты Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Для всех желающих было продемонстрировано владение различными художественными материалами, каждый из которых имеет свои индивидуальные особенности. Посетители принимали участие в мастер-классах: рисовали, лепили, реставрировали. Проводились конкурсы на лучший рисунок, акварель, скульптуру. 220 победителей получили грамоты и памятные подарки. За время проведения выставки в «Экспоцентре» количество детей, учеников средних школ, училищ и институтов г.Москвы и М.о. принявших участие в мастер-классах Академии составило более 500 человек.

Посетители смогли не только увидеть процесс создания и реставрации произведений искусства, но и сами поучаствовать в реставрации икон, а также задать интересующие вопросы реставраторам.

Помимо этого была проведена электронная презентация дипломных работ выпускников Академии. Зав.кафедрой всеобщей истории искусства и студенты факультета искусствоведения рассказывали об истории создания Академии, о выставках, проводимых Академией, знакомили посетителей с дипломными работами выпускников Академии и правилами приёма.